Предпосылки развертывания электронных торгов для государственных нужд

( Prerequisites for E-Procurement Expansion
Preprint, Inst. Appl. Math., the Russian Academy of Science)

Горбунов-Посадов М.М., Ермаков А.В., Корягин Д.А., Полилова Т.А.
(M.M.Gorbunov-Possadov, A.V.Ermakov, D.A.Korjagin, T.A.Polilova)

ИПМ им. М.В.Келдыша РАН

Москва, 2001

Аннотация

В течение ближайших двух-трех лет России предстоит перейти к организации государственных закупок на базе Интернета и современных информационных технологий. Рассматривается зарубежный опыт создания систем электронных торгов для государственных нужд, а также технологические и организационные предпосылки развертывания такой системы в России.

Abstract

In the next few years Russia is supposed to go over to state purchases on the basis of Internet and information technologies. Foreign experience and prerequisites of e-procurement expansion in Russia are considered.

Оглавление

1... Государственные закупки в России. 3

2... Зачем нужны электронные торги?. 4

3... Зарубежный опыт. 4

3.1.    Электронное правительство за рубежом. 4

3.2.    Электронная коммерция за рубежом. 5

3.3.    Электронные торги для государственных нужд за рубежом. 6

4... Предпосылки развертывания отечественной системы электронных торгов для государственных нужд. 9

4.1.    Интернет в России. 9

4.2.    Становление российского электронного правительства. 10

4.3.    Российская электронная коммерция. 11

4.4.    Первые шаги электронных торгов для государственных нужд. 13

Литература. 15

 

1.  Государственные закупки в России

С переходом России к рыночным отношениям потребовался коренной пересмотр системы государственных закупок. От плановых, жестко регламентированных поставок продукции надо было переключаться на приобретение товаров в среде, где перед покупателем всякий раз открываются широкие возможности выбора из многочисленных предложений поставщиков.

Рынок государственных закупок — это не совсем частно­капиталистический рынок [1, 2], где конкуренция продавцов и личная заинтересованность покупателя оказываются мощнейшим экономическим стимулом. Государственный чиновник, вообще говоря, не похож на типичного субъекта рынка: ему часто проще приобретать товары у одного, возможно, давно знакомого ему поставщика. У чиновника практически нет стимулов для тщательного отбора выгодных для государства предложений. Более того, при отсутствии четкой регламентации процесса государственных закупок этот сектор государственной деятельности быстро становится питательной средой для злоупотреблений и коррупции.

Мировая практика выработала достаточно надежный инструмент решения задачи оптимизации государственных закупок и борьбы с коррупцией — законодательно закрепленное проведение открытых торгов (конкурсов). Требуется, чтобы государственный чиновник был жестко ограничен в выборе механизма приобретения товаров и услуг. Так, в США правила федеральных закупок представляют собой документ объемом несколько тысяч страниц.

В России за последние несколько лет был принят ряд законов и руководящих документов, касающихся механизма государственных закупок. Наиболее существенный из них — Указ Президента от 8 апреля 1997 г. № 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд". Этим указом была закреплена обязательность конкурсного размещения заказов на закупку продукции для государственных нужд за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Однако в принятых документах не был учтен новый фактор, способный серьезно повлиять на организацию отношений между госзаказчиком и поставщиками, — массовое распространение в деловой жизни России информационных технологий и, прежде всего, Интернета. В результате сейчас госзакупки предполагают исключительно "бумажный" документооборот, что значительно снижает их эффективность. Положение здесь необходимо исправлять, и ИПМ им.М.В.Келдыша РАН в настоящее время вовлечен в работы по созданию системы электронных торгов для госзакупок.

2.  Зачем нужны электронные торги?

Создание системы электронных торгов по закупке продукции для государственных нужд чрезвычайно актуально для сегодняшней России. Преимущества, которые несут с собой электронные торги, достаточно очевидны.

Прежде всего, публикация в Интернете всей открытой информации о проводимых торгах и их результатах дает весьма заметный выигрыш в оперативности и общедоступности по сравнению с традиционными способами публикации. Это не только наиболее удобная и эффективная современная форма привлечения самого широкого круга поставщиков, но и достаточно мощное средство борьбы с различными проявлениями коррупции.

Кроме того, компьютеризация торгов повысит эффективность и надежность всех этапов проведения конкурса. В частности, существенно удешевляются, ускоряются и упрощаются процедуры получения конкурсной документации, подачи и приема конкурсной заявки, передачи уточняющих вопросов к конкурсной комиссии и получения ответов на них. Процедура конкурсного отбора станет более четкой и строгой, конкурсная комиссия получит в свое распоряжение удобные средства систематизации и сравнения полученных заявок.

Наконец, внедрение электронных торгов для государственных нужд – необходимый шаг на пути становления России в качестве полноправного участника стремительно формирующейся сейчас мировой системы электронной коммерции.

Наша задача — спроектировать архитектуру аппаратных и программных средств системы электронных торгов и спланировать последовательность действий по ее реализации. В настоящей работе мы рассмотрим зарубежный опыт построения подобных систем и имеющиеся возможности для развертывания такой системы в России.

3.  Зарубежный опыт

Нижеследующий обзор зарубежного опыта включает три части: электронное правительство, электронная коммерция и собственно электронные торги для государственных нужд.

3.1. Электронное правительство за рубежом

Интернет занимает все более заметное место в общественной жизни развитых стран. Так, в Соединенных Штатах к Интернету еженедельно обращаются 114,4 млн. человек (в России – 4 млн. человек). Поэтому не удивительно, что все большую популярность завоевывает концепция "электронного правительства" (e-government) как средства взаимодействия между органами управления государством и населением.

В проекте федерального бюджета США на 2002 г. предложено создать фонд электронного правительства в размере 100 млн. долларов. Как заявил недавно Джордж Буш, электронное правительство будет "представлять в Сети федеральные и местные органы управления, а также давать возможность простым гражданам взаимодействовать с правительством более эффективно".

Однако и сейчас в области формирования электронного правительства за рубежом уже сделано немало. Канада, Сингапур, США имеют порталы национального масштаба, т. е. единую стартовую точку, откуда граждане получают доступ ко всем государственным учреждениям. Функционирующие Интернет-службы не ограничиваются публикацией исчерпывающей правительственной информации, в дополнение к этому они предоставляют населению различные интерактивные услуги.

Рейтинг электронного правительства, отношение властных структур к массовому применению Интернета для решения административных и производственных задач постепенно становится одним из важнейших показателей достигнутого страной уровня освоения современных технологий. Здесь нельзя не отметить, что построение системы электронных торгов для государственных нужд – возможно, не самый главный, но достаточно весомый компонент формирования электронного правительства.

3.2. Электронная коммерция за рубежом

Электронная коммерция в настоящее время переживает период некоторого спада. Однако большинство аналитиков сходятся на том, что спад этот вовсе не является доказательством бесперспективности бизнеса в Интернете, причина его — всего лишь обычные циклические рыночные тенденции.

В 2000 г. объем рынка B2B (business-to-business) Интернет-коммерции составил 433 млрд. долларов, что на 189% больше чем в 1999 г. В 2001 г. он достигнет 919 млрд. долларов, т. е. увеличится более чем вдвое.

Прогнозируется, что в течение следующих четырех лет в разработку более эффективных способов ведения электронного бизнеса будет вложено более 5 триллионов долларов. К 2005 г. рынок электронной коммерции увеличится в 10 раз, объем B2B операций достигнет 8,5 триллионов долларов, а американцы будут тратить в Интернет-магазинах и сервисах более 700 млрд. долларов.

Практически все ведущие производители компьютеров и программного обеспечения заняты разработкой продуктов для электронной коммерции. Так, корпорации Compaq Computer и Oracle выступили с совместной инициативой E-Business Infrastructure Initiative, направленной на упрощение реализации, расширения и поддержки сложной инфраструктуры для электронного ведения бизнеса. Hewlett-Packard, Cisco Systems и другие ведущие Интернет-компании объявили о создании "рабочей группы web-качества", призванной установить новые стандарты обслуживания онлайновых заказчиков (сейчас из-за несовершенства обслуживания 67% заказчиков, впервые совершивших покупку в Интернете, больше никогда ничего там не покупают). Microsoft и IBM соревнуются в разработке стандартов B2B торговли. Пока вперед вырвалась Microsoft, предложившая стандарт SOAP (Simple Object Access Protocol), принятый недавно консорциумом WWW. Подразделение IBM Research разработало два мощных B2B алгоритма: Combinational Auction и Volume Discount Auction; с их помощью электронные бизнесмены смогут проводить предварительные аукционы в рамках своих процедур поставки.

К сожалению, электронная коммерция все чаще сталкивается с разного рода компьютерными мошенниками и хулиганами. В результате недавно проведенного опроса 186 работающих в Интернете коммерческих фирм выяснилось, что в 2000 г. они потеряли из-за незаконных операций 378 млн. долларов, т. е. порядка 2 млн. долларов на компанию. 70% фирм подверглись атакам хакеров.

Системы безопасности электронной коммерции постоянно совершенствуются. Безусловно, многие используемые тут приемы и программные продукты найдут применение и в системе электронных торгов для государственных нужд. Хорошо проработаны вопросы защиты информации, передаваемой по каналам Интернета. Особого упоминания заслуживает электронная подпись, без которой невозможно полностью переключить на Интернет отношения между государственным заказчиком и поставщиками. Электронная подпись поддерживается сейчас достаточно надежными программными средствами, она уже получила широкое применение в качестве инструмента B2B коммерции, однако в силу ряда технических обстоятельств пока еще не стала предметом повседневного обихода рядовых пользователей Интернета.

Строящаяся система электронных торгов для государственных нужд может позаимствовать и другие программные компоненты из арсенала электронной коммерции. Однако основная масса применяемого здесь программного обеспечения весьма специфична из-за серьезных ограничений, накладываемых либо жесткими временными рамками (онлайновые биржи, аукционы), либо чрезвычайно широким кругом потенциальных участников сделок (электронные магазины). Поэтому нельзя всерьез рассчитывать на то, что некоторый готовый программный продукт, обслуживающий соседний сектор электронной коммерции, покроет заметную часть потребностей электронных торгов для государственных нужд.

3.3. Электронные торги для государственных нужд за рубежом

Каждый желающий получить представление об организации электронных торгов для государственных нужд в различных странах может легко добраться до любых документов, касающихся этой темы, благодаря деятельности Всемирного банка. Всемирный банк взял на себя роль координатора усилий и собирателя всей информации по теме электронных госторгов. Приведенные ниже данные почерпнуты в основном из размещенных в Интернете материалов Всемирного банка или же из материалов отдельных стран, на которые Всемирный банк предоставляет ссылки.

Наиболее заметные результаты в области электронных торгов для государственных нужд получены Австралией, Мексикой, Данией, США и Канадой. Охарактеризуем кратко уже реализованные или же разворачивающиеся в этих странах проекты.

Рис. 1.  Сайт Совета по госзакупкам Австралии

Австралия. Воплощается в жизнь стратегическая программа автоматизации всех технологических этапов проведения тендеров по поставкам товаров для государственных нужд (рис. 1). Для публикации информации о торгах издается специализированный электронный бюллетень, который используется также для размещения общедоступной конкурсной документации и для организации подачи электронных заявок на участие в конкурсе. Функционирует информационно-справочная система, ведется реестр поставщиков, публикуются в Интернете законодательные и другие документы, касающиеся электронных торгов. Имеются средства электронного оформления, регистрации и оплаты контрактов.

Мексика. Обеспечивается поддержка полного цикла электронных торгов от размещения информации о торгах и подачи заявок до заключения договоров и проведения платежей. Для обеспечения электронных торгов были внесены необходимые изменения в законодательство.

Дания. Разработана система, не только обслуживающая собственно электронные торги (т. е. от анонсирования информации о торгах до подведения итогов и публикации результатов), но и поддерживающая ведение контрактов, планирование и анализ рынка. Система строго следует требованиям законодательства ЕС в области электронной торговли (EC directives about digital certificates). Одновременно поддерживаются три версии системы: датская, английская и испанская.

США. Разработана стратегическая программа электронной коммерции. Создаваемая система электронных торгов включает все необходимые компоненты: от подсистемы идентификации поставщиков до средств обеспечения платежей.

Text Box:  
Рис. 2.  Госзакупки Канады
Канада. Поддержка электронных торгов включена в стратегический план по внедрению информационных технологий в сфере управления и экономики. Задача развития сетевых и телекоммуникационных технологий для обеспечения госзакупок имеет в этом плане тот же ранг, что и, скажем, разработка портала правительства Канады (рис. 2).

Интересно, что во всех упомяну­тых странах последовательность по­строения системы поддержки элек­тронных госторгов была более или менее однотипной:

·        разработка стратегического плана,

·        создание головного сервера торгов, корректировка законодательства,

·        создание программного обеспечения, обслуживающего весь цикл электронных торгов от подготовки документации, публикации объявления и регистрации участников до подведения итогов и публикации результатов.

Интересно, что предметом первых электронных торгов в перечисленных странах, как правило, были закупки программного обеспечения: все поставщики этого товара, конечно же, давно подключены к Интернету.

4.  Предпосылки развертывания отечественной системы электронных торгов для государственных нужд

Наиболее существенными предпосылками развертывания отечественной системы электронных торгов для государственных нужд являются: российский Интернет, становление российского электронного правительства, российская электронная коммерция и существующие элементы электронных торгов для государственных нужд.

4.1. Интернет в России

К концу прошлого года количество пользователей Интернета во всем мире достигло 400 млн. человек. Из них 78% пользователей сосредоточено в 15 ведущих по развитию Интернета странах.

Главной новостью, которую принес прошлый год, стало появление России на 15 месте в списке стран, лидирующих по численности пользователей Интернета. За два последних года количество российских пользователей выросло более чем в пять раз и в 2000 г. составило 7,5 млн. человек. По оценке Monitoring.ru, к концу 2001 г. аудитория Интернета в России достигнет 18 млн. человек. Большинство россиян получают доступ к Интернету с работы, из учебных заведений и иных общественных мест. Около 4 млн. человек в России обращаются к Интернету еженедельно.

Приведенные цифры позволяют уверенно заключить, что российский поставщик — потенциальный участник электронных торгов для государственных нужд — как представитель наиболее активной части российского общества, скорее всего, уже имеет выход в Интернет.

Если же он по каким-то причинам отстал, подключение к Интернету по коммутируемому телефонному каналу (пропускной способности которого вполне достаточно для участия в электронных торгах) не составит особого труда, а абонентская плата не выйдет за пределы 10–15 долларов в месяц. Любопытно, что именно столько стоит сейчас месячная подписка на бюллетень "Конкурсные торги" — основное официальное издание, оповещающее поставщиков о проводимых в России государственных закупках. (Строго говоря, для подключения к Интернету потребуется еще приобрести модем ценой 50–100 долларов. Однако это — единовременная трата, модем исправно будет служить затем три-пять лет.)

Если требуется более интенсивное общение с Интернетом, можно подключиться, например, по технологии ADSL, которая, кроме выигрыша в скорости, оставляет свободной для переговоров используемую телефонную линию. Такое подключение на скоростях 16-64 Кб/c в Санкт-Петербурге стоит сейчас 199 долларов единовременно и далее 59 долларов ежемесячно — adsl.online.ru. В Москве расценки на услуги ADSL в 3-4 раза выше (см., например, tochka.ru).

4.2. Становление российского электронного правительства

Властные структуры России обратили внимание на Интернет относительно недавно. В законодательных актах первое существенное упоминание об Интернете встретилось в октябре 2000 г., когда в Госдуму был внесен законопроект, регулирующий использование Интернета федеральными органами государственной власти. Проект оформлен в виде поправок в федеральные законы "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы РФ" и "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации". Предусматривается, что информация о деятельности федерального органа государственной власти должна быть размещена на сервере федерального органа государственной власти в сети Интернет для открытого доступа. Объем и порядок размещения такой информации в Интернете определяются Правительством РФ.

Пока лишь 20% федеральных министерств и ведомств имеют свои Интернет-представительства. А жаль: ведь такие официальные серверы позволили бы, в частности, российским гражданам знакомиться с текстами издаваемых законов и других правовых актов "из первых рук" и без задержек.

Официальные сайты формируют Интернет-имидж государственной власти. Однако, по оценке известного российского Интернет-специалиста Артемия Лебедева, качество сайтов нередко оставляет желать лучшего, в большинстве своем их разрабатывают люди, недостаточно компетентные в области Интернет-технологий. К числу немногих удач А.Лебедев относит сайт Министерства атомной энергетики (www.minatom.ru).

14 апреля 2000 года в "Центре стратегических разработок Германа Грефа" состоялась крупная встреча власти и Интернет-общественности. Тема звучала весьма масштабно: "Глобализация информационного пространства: вызовы и новые возможности для России". От лица власти выступали министр печати Михаил Лесин и министр связи Леонид Рейман.

В феврале 2001 г. в Москве прошла конференция "Электронное правительство в России". Среди основных докладчиков — несколько крупных государственных чиновников и депутатов Государственной Думы. Заметное место в докладах занимала тема электронных торгов для государственных нужд.

Становятся традиционными встречи Владимира Путина с представителями российского рынка высоких технологий. Их состоялось уже две: 28 декабря 1999 г. (когда В.Путин был еще не президентом, а председателем правительства) и 13 апреля 2001 г.

Весьма заметный общественный резонанс получил объявленный недавно конкурс на разработку сайта президента Российской Федерации. В жюри конкурса вошли наиболее яркие российские Интернет-дизайнеры и видные представители администрации президента.

Наконец, в апреле 2001 г. на сайте Минэкономразвития (www.economy.gov.ru) был опубликован проект федеральной целевой программы "Электронная Россия на 2002–2010 гг.". В нем немало места отведено проблематике электронного правительства России. Встречаются там и отдельные фразы, непосредственно касающиеся электронных торгов для государственных нужд: "Предусматривается реализация комплекса мер по повышению открытости государства на федеральном, региональном и местном уровне, основными принципами которой должны стать: … открытость процедур и результатов государственных закупок, продаж, что предусматривает обязательную публикацию (в сети Интернет) сообщений об условиях и результатах проводимых тендеров и конкурсов на закупку товаров и услуг, продажу государственного имущества, предоставление квот и лицензий на разработку, добычу и экспорт природных ресурсов и др.".

Перечисленные факты говорят о растущем интересе к Интернету со стороны российских властных структур. Тем самым формируется благоприятная почва для внедрения системы электронных торгов для государственных нужд.

4.3. Российская электронная коммерция

Электронная коммерция в России достаточно интенсивно набирает обороты. Приведем несколько характерных примеров действующих проектов.

Text Box:  
Рис. 3.  Интернет-магазин Болеро:
25522 наименования книг
Давно освоили Интернет российские биржи. Недавно запущена в эксплуатацию еще одна российская система предоставления брокерских услуг через Интернет — nettrader.ru. Клиент системы получает одновременный доступ на крупнейшие российские биржи (РТС, ММВБ, МФБ), ему доступны все основные виды приказов, ко­тировки, отслеживание портфеля в реальном времени, оперативные новости агентства Reuters. Орга­низована широкая аналитическая поддержка: от вводных обзоров для новичков до серьезных анали­тических материалов, обзор рын­ков, словарь терминов и пр. Осо­бое внимание уделено шифрова­нию конфиденциальной инфор­мации и обеспечению безопасно­сти.

Функционирует значительное число Интернет-магазинов. Только в области книжной тор­говли их насчитывается несколь­ко десятков. Ассортимент (рис. 3) ведущих книжных Интернет-магазинов ничуть не хуже (а в отдельных разделах и заметно богаче), чем у таких лидеров традиционной книжной торговли как магазины Библио-Глобус или Московский дом книги. Цены на книги в Интернет-магазинах, как правило, ниже, чем в традиционных, а, скажем, доставка книг на дом по Москве обходится покупателю Интернет-магазина Болеро (www.bolero.ru) в весьма скромную сумму — 20 рублей.

Рис. 4.  Price.ru — 739985 предложений от 493 московских фирм

Заслуженной популярностью пользуется сайт www.price.ru, где собраны сведения о товарах и ценах нескольких сотен фирм из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска и Минска, торгующих компьютерами и комплектующими. Покупателю теперь нет необходимости звонить по множеству телефонов, выясняя, где можно приобрести требующиеся комплектующие: перед ним появляется список фирм, располагающих данным товаром, с указанием цен на него. Информация на сайте оперативно обновляется, достаточно точно отражая текущее состояние рынка компьютерных комплектующих. Сайт весьма представителен: в разделе "Москва" в мае 2001 г. там можно было ознакомиться с более чем 700 тыс. предложений товаров от 500 фирм (рис. 4). За размещение сведений о себе фирма платит сайту 60–100 долларов в месяц, для потребителей доступ к информации о товарах бесплатный. К услугам сайта ежедневно обращаются десятки тысяч покупателей.

Состоялись первые опыты в области российского Интернет-страхования. С ноября 1999 г. функционирует проект "Группы Ренессанс Страхование" "Renins.com — страхование online". Сейчас на сайте представлены 13 видов страховых услуг. За время работы сайта его клиентами стали 1700 человек, страховая сумма по заключенным договорам составила 1,14 млрд. рублей.

Определенный интерес к российской электронной коммерции проявляют крупные западные компьютерные фирмы. Корпорация Intel разместила в Интернете русскоязычный сайт "Intel e-Business Center" (www.Intel.ru/eBusiness), целиком посвященный электронной коммерции. Hewlett-Packard организовала для своих российских Интернет-реселлеров "магазин-в-магазине" с "горячей линией" и гарантированными сроками доставки купленных товаров.

С 1999 г. издательство "Открытые системы" выпускает журнал "Мир электронной коммерции". В нем регулярно публикуются материалы, посвященные российским достижениям в этой области, а также переводные статьи. Журнал выходит 8 раз в год, его тираж — 10000 экз.

Ежегодно проводится специализированная выставка "Электронная коммерция". В число ее организаторов входят ведущие российские государственные структуры: Министерство экономического развития и торговли, Министерство образования, Министерство по связи и информатизации, Министерство промышленности, науки и технологий и др.

По оценке заместителя министра РФ по связи и информатизации Александра Волокитина, в 1999 г. объем сделок в российском Интернете составил 250 млн. долларов, в 2000 г. — 460 млн. долларов, в 2001 г. ожидается 900 млн. долларов. Таким образом, электронной коммерцией охвачен уже заметный сектор российской экономики, и темпы роста этого сектора внушают уверенный оптимизм.

4.4. Первые шаги электронных торгов для государственных нужд

В российском Интернете уже функционируют сайты, обслуживающие торги для государственных нужд.

Прежде всего следует упомянуть Интернет-версию газеты "Конкурсные торги" (www.gostorgi.ru), которая издается Федеральным центром проектного финансирования. ("Бумажное" издание газеты "Конкурсные торги" законодательно закреплено в качестве основного печатного органа, публикующего объявления о проводимых конкурсах госзакупок.) Опубликованные в бумажном издании объявления о госзакупках отражены на этом сайте лишь частично: во многих объявлениях изъяты сведения о закупающем госучреждении. Недостающая информация также может быть получена из Интернета, но только на условиях платной подписки на Интернет-издание. Газета предоставляет и дополнительный платный сервис: можно подписаться на тематические подборки объявлений, можно получать объявления по мере их появления в редакции, до бумажной публикации. Запланировано и знакомство с результатами прошедших конкурсов: имена победителей, суммы контрактов, интервью с проигравшими. На сайте газеты свободно доступен проект закона о закупках и поставках продукции для государственных нужд, опубликованный в сентябре 2000 г. в бюллетене "Конкурсные торги".

Сходный набор платных услуг для организаций-участников торгов предоставляет упомянутый Федеральный центр проектного финансирования и на своем сайте www.bob.ru. Бесплатно там можно получить содержание информационно-аналитического бюллетеня "Конкурсные торги", но только старых его номеров, с опозданием на 3-4 месяца. Наиболее интересное предложение сайта — подписка на тематическую подборку объявлений о проводимых конкурсах. Все поступающие в "Конкурсные торги" объявления сортируются в соответствии с классификатором, и за Интернет-подписку на любую позицию классификатора потенциальный поставщик платит по 300 рублей в месяц. Услугами сайта воспользовались уже 7,5 тыс. организаций.

Text Box:  
Рис. 5.  Электронный журнал "Московские торги", май 2001 г.
Открытые публикации
отстают на полгода
Сходная ситуация сложилась в Москве. Здесь издается ежемесяч­ный журнал "Московские торги" и при­ложение к нему — бюллетень опе­ративной информации, выхо­дящий дважды в месяц. В этих из­даниях публикуются официальные объяв­ления об открытых тендерах и тор­гах, организуемых городскими службами, сведения об их резуль­татах, информационные и аналити­ческие статьи. Существует и элек­тронная версия журнала — torgi.mos.ru. Но в свободном дос­тупе на сайте лежат лишь номера полугодичной давности (рис. 5), которые вряд ли заинтере­суют поставщика. А чтобы получать через Интернет свежую информа­цию, на нее надо подписаться, что будет стоить 540 рублей в месяц.

Рассмотренные сайты делают чрезвычайно полезное дело: готовят российских участников торгов к переводу их деятельности на электронные рельсы. Однако в дальнейшем, по-видимому, кое-что в их схеме работы придется поменять. Целесообразно сделать Интернет-объявления бесплатными для потенциальных поставщиков, финансируя их исключительно за счет бюджета и/или госзаказчиков. Такое решение способно заметно расширить круг участников торгов. Вообще говоря, вряд ли серьезного коммерсанта остановит указанная выше цена подписки. Однако сам процесс подписки неизбежно связан с определенной волокитой. Кроме того, закрытая информация о проводимых торгах не попадает в поле зрения универсальных поисковых Интернет-служб, а это — серьезная потеря. Бесплатной желательно сделать и тематическую подписку на объявления: досадно потерять поставщика, сэкономившего или поленившегося заплатить 300 рублей и проглядевшего из-за этого интересный для него конкурс.

Москва недавно сделала заявку на лидерство в сфере организации электронных торгов. В конце марта 2001 г. мэр Юрий Лужков подписал распоряжение о разработке электронной торговой системы по закупкам товаров для нужд города. Реализация проекта поручена Московскому комитету по науке и технологиям совместно с компанией "Центр электронной коммерции". Для работы над проектом эти две организации создают акционерное общество "Мосгорторги".

В целом можно констатировать, что движение по направлению к российским электронным торгам для государственных нужд уже началось. Однако сделаны лишь первые шаги, и в ближайшее время здесь потребуются достаточно энергичные, радикальные решения как в организационно-правовой сфере, так и в плане создания специализированного программного обеспечения.

Литература

1.   Нестерович В.Н., Смирнов В.И.  Конкурсные торги на закупку продукции для государственных нужд. — М.: Инфра-М, 2000. — 360 с.

2.   Становление рыночной системы государственных закупок в России / В.И.Смирнов, Н.В.Нестерович, Е.Ю.Гончаров и др. — Казань: НПО "БизнесИнфоСервис", 2000. — 320 с.