Расчеты микроволнового стримерного разряда в газе

( Calculation of the Microwave Streamer Discharge in Gas
Preprint, Inst. Appl. Math., the Russian Academy of Science)

Воскобойникова О.И., Гинзбург С.Л., Дьяченко В.Ф., Палейчик В.В., Ходатаев К.В.
(O.I.Voskoboynikova, S.L.Ginzburg, V.F.Dyachenko, V.V.Paleychik, K.V.Khodataev)

ИПМ им. М.В.Келдыша РАН

Москва, 2002
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 02-01-00583)

Аннотация

Двумерная компьютерная модель была применена для численного расчета разряда в высокочастотном поле. Модель учитывает гидродинамику газа, ионизацию, диффузию электронов и т.д.

Abstract

A two-dimensional computer code has been developed for numerical calculation of the discharge in UHF fields. The model takes into account hydrodynamics of gas, ionization, electron diffusion etc.


                                          Содержание

Введение............................................................................................. 3

§1 Постановка задачи......................................................................... 3

§2 Инициирование разряда................................................................ 4

§3 Динамика стримера....................................................................... 5

Заключение....................................................................................... 12

Литература........................................................................................ 12

 

 

Введение

 

     Настоящая работа посвящена численному исследованию микро­волнового разряда в газе и является продолжением наших работ [1], [2]. Сформулиро­ванная двумерная цилиндрически симметричная математическая модель учитывает, кроме рассеяния внешнего элек­тро­магнитного поля на проводя­щем объекте, процессы электрон­ного баланса – ионизацию, диффузию и т.д., а также гидродинамику среды.

 

§1 Постановка задачи


    Взаимодействие высокочастотного электромагнитного поля с проводящим плазменным облаком описывается системой Максвелла для комплексных амплитуд  поля  E, H

,                                                              (1)
     
,                                                                 (2)

уравнением непрерыв­ности для концентрации электрон­ной компо­нен­ты (~ns)

    ,                      (3)
где
   
,                    (4)
   
,                                                  (5)
и уравнениями гидродинамики для концентрации газа
n, его скорости  v  и  внутренней энергии  ε
   
,                                                                             (6)
   
,           (7)
   
,                      (8)

    В качестве единиц измерения используются :

  [s] = w/4p, w - частота поля,

  [x] = c/w,  c – скорость света,

  [v] - скорость звука в невозмущенном газе,

  [n] -  концентрация невозмущенного газа,

  [E] = [H] – критическое значение поля,

и, естественно,

  [t]=[x]/[v], [w]=[v]2

    Коэффициенты q1 и q  появились в уравнениях (7), (8) из-за несогласован­ности  единиц  и  равны

 

где М – масса молекулы.

    Расчеты проводились для значений ( все в CGS):

  w = 2Ч1010, [v] = 3Ч104, [n] = 5Ч1018 , [E] = 20,  М=5Ч10-23,

и, следовательно,

  [x] = 1.4, [t] = 5Ч10-5.

    С учетом этих единиц константы в уравнениях имеют значения:

D0 = 0.16, F0 = 800, f = 25, q = 166, q1 = 166Ч10--6.

    В задаче предполагается цилиндрическая симметрия ( /j є 0 ) и исполь­зуются цилиндрические координаты r,j, z.

    Первичное электрическое поле E0 имеет лишь одну, отличную от нуля, осе­вую компоненту Ez = E0J0(r) – функцию Бесселя нулевого порядка. Соответст­венно, Hj =-iE0J1(r). Для системы Гельмгольца  (1), (2) на бесконечности ста­вятся условия Зоммерфельда:

      при |x|®Ґ

    Задача решается в области r>0, z>0, с учетом симметрии по z.

    В начальный момент n = w =1, v=s =0 c локальным возмущением в окрест­ности оси z.

 

§2 Инициирование разряда

 

    Вышеописанная математическая модель, система (1)-(8), была использо­ва­на в наших работах [1],[2] для исследования возможно­с­ти инициирования стримерного разряда в газе при значе­ниях первичного поля меньше крити­ческого. Было показано, что необ­ходимым этапом  является появление в газе разреженной каверны некоторого размера.

    Функция nF (4), определяющая баланс между ионизацией и при­ли­­­па­нием, положительна  при  n<E, достигая  максимума   при n ~ E/5.3. В каверне, где n<E, ионизация приводит к росту плотнос­ти электронной компоненты  ns  и  проводимости s.   Вне каверны n>E  и  преобладает прилипание. Возникающий на границе кавер­ны, вслед­ствие джоулева нагрева ее, градиент давления посылает расходящуюся ударную волну. Образующийся вокруг каверны сжатый слой газа еще больше затрудняет ионизацию. Однако, ио­ни­зованный шар не исчезает и медленно, со скоростью порядка звуковой, расширяется. При этом, основ­ные события происходят в очень тонком слое волны разрежения, распола­гаю­щейся на тыль­ной стороне сжатого слоя.

  

Постепенно начинает сказываться возмущение поля и ионизован­ное об­лако вытягивается вдоль оси z, принимая эллипсоидальную форму, с макси­мальным Е на полюсах. Условие ионизации n<E выполняется здесь уже за счет большого поля, и фронт ионизации распространяется по невозмущен­ному ударной волной газу. Про­ис­ходит прорыв сжатой оболочки, от нее ос­тается трубка, от­кры­тая по оси z. Скорость фронта вдоль оси возрастает на поря­док. Это и следует считать пробоем.

 

§3 Динамика стримера

 

    В настоящей работе мы исследуем следующий этап разряда и на­чи­наем расчет, задав уже сформированное проводящее волокно в виде эллипсоида вращения с полуосями r0=0.01, z0=0.5, c концен­трацией газа падающей в нем до n0=0.1 и проводимостью дости­гающей s0=103 (эта величина несуще­ственна). Вне эллипсои­да n=1, s=0  и  всюду  nw =1, v=0. Амплитуда внеш­него поля Е0=0.5.

    На поверхности  волокна образуется цилиндрическая ударная волна, по­рождающая коаксиальную трубку сжатого газа с отверс­тием на оси. Таким образом, мы сразу же оказываемся в ситуации состо­яв­­шегося пробоя.

    Общая картина эволюции стримера представлена на рис.1a,b, на которых изображены положения фронта ионизации ( линий уровня  s =1 ) в последо­вательные моменты времени.

 

 

 

 

 

 

     На рис.2 показано положение этого фронта  на  оси, как функция времени  - Z(t). Отчетливо просматриваются три стадии процесса. Начальная, до t~0.03, со скоростью перемещения фронта dZ/dt = Vz~20-30. Сле­ду­ющая, где скорость падает на порядок до Vz~2-3. Наконец, послед­няя, после t~0.15, ко­гда фронт на оси практически останавливает­ся.

    Скорость же радиального перемещения фронта, в районе  z=0,  не меня­ется, оставаясь все время малой, «допробой­ной», Vr~2.

 

    Происходящее на первой стадии демонстрируют рис.3а,b. На первом из них даны профили n(z), E(z), и, частично, s (z) вдоль оси в момент t=0.02. Это – типичное послепробойное распределение.

 

 

    По невозмущенной среде (n =1) движется волна интенсивной ио­ни­зации, обязанная большому полю (E>n). Однако, это длится недолго.

 

    Значения плотности и поля выравниваются, что видно на рис. 3b, показы­вающем те же распределения на момент t=0.05. Здесь уже  намечается сжа­тие. Для сравнения на рис.4 представ­лены радиальные распределения тех же величин (при z=0).

    Картину, представленную на рис.1a,b,  дополняют рис.5a,b, на ко­то­рых изображена серия положений сжатого (n>1.1) слоя в те же после­до­­ва­­тель­ные моменты времени. С момента  t=0.05 отвер­стие сжатой трубки постепенно, начиная с оси, закрывается, при­обретая кольцевую форму. Этим объясняется и, наблюдающее­ся на рис.1, выдавли­вание фронта ионизации в сторону от оси. Ко времени t=0.1 кольцевое отверстие исчезает полностью, затем на­ме­чается снова и снова закрывается. Детали изобра­жен­ных кон­фигураций

довольно случайны и свидетельствуют лишь о некоторой неустой­чи­вости ре­шения с чрезвычайно тонким фронтом иониза­ции. А в последнем, как было отмечено выше, и в [1], происходят основные процессы. В этом и основная трудность численного расчета.

    Аналогичная серия – рис.6a,b, на которых изображены линии уровня Е=1, показывает динамику возмущения поля. На второй стадии максимум поля сходит с оси, удаляется от нее и уменьша­ется по величине.

    Следующие рисунки характеризуют пространственно – времен­ное распре­деление токов в стримере.

    На рис. 7 изображены действи­тельная  и  мнимая  части  плотно­сти z-ком­поненты  тока  jz =s Еz , как функции радиуса, при z=0, для двух моментов време­ни. Видно, что ток  в значительной степе­ни скинирован. Полный ток че­рез это сечение , как функция времени, изобра­жен на рис.8. На рис.9 дано  распреде­ле­ние полного тока  J(z)  вдоль оси  для двух момен­тов времени.

    На рис.10 показаны интегральные характеристики процесса: ко­ли­чество полученной средой энергии  и  объем наработанной элек­тронной компоненты .

 

 

 

Заключение

 

    Вариант задачи, результаты которого описаны выше, является довольно типичным. Вариация параметров постановки задачи к принципиальным из­менениям не приводит.

    Основной вывод – это кратковременность интервала интенсив­ного роста стримера. В то же время, раз возникнув (при выпол­не­нии необходимого ус­ловия, указанного в [1]), он не исчезает.     Фронт ионизации, медленно но верно распространяется в про­ст­ранстве, меняя направление и принимая причудливые формы. Прекратить разряд могут только энергетические при­чины.

    Рассматриваемая модель (1)-(8) вполне может быть использова­на для вы­яснения роли различных факторов в процессе стример­но­го разряда в газе.

 

Литература

 

[1] О.И.Воскобойникова, С.Л.Гинзбург, В.Ф.Дьяченко, К.В.Ходатаев. Ини­циация микроволнового стримерного разряда в газе. Препринт ИПМ РАН, 2001г, №13

[2] О.И.Воскобойникова, С.Л.Гинзбург, В.Ф.Дьяченко, К.В.Ходатаев. Чис­ленное исследование подкритического микро­вол­нового разряда в газе высо­кого давления. ЖТФ, 2002, т 72, вып 8