Оценка динамических характеристик международной космической станции по измерениям акселерометра MAMS

( Estimating dynamical characteristics of the International Space Station by the use of MAMS acceleration measurements
Preprint, Inst. Appl. Math., the Russian Academy of Science)

Завалишин Д.А., Беляев М.Ю., Сазонов В.В.
(D.A.Zavalishin, M.Yu.Belyaev, V.V.Sazonov)

ИПМ им. М.В.Келдыша РАН

Москва, 2005
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 05-01-00451)

Аннотация

Описаны результаты определения массы Международной космической станции по данным измерений американского акселерометра MAMS, полученным во время коррекции орбиты станции 20.08.2004. Коррекция выполнялась двигателями причаливания и ориентации (ДПО) транспортного грузового корабля «Прогресс», которые были предварительно тарированы в автономном полете с использованием бортового измерителя приращения кажущейся скорости. Приведены методика и результаты тарировки. Погрешность определения массы станции составила около 1%. Те же данные MAMS и аналогичные данные, полученные во время коррекции 26.08.2004, использованы для анализа низкочастотных колебаний корпуса станции, вызываемых работой ДПО «Прогресса». Определены собственные частоты ДПО. Они лежат в диапазоне 0.022÷0.056 Гц. Показано, что работа ДПО приводит к существенному увеличению микроускорений на станции в диапазоне частот 0÷1 Гц. Указаны частоты, на которых возмущения возрастают более чем на порядок.

Abstract

The results of the estimation of the International space station’s mass, using American accelerometer MAMS measurements received during the station reboost maneuver on 2005.08.20, are described. The reboost maneuver was executed by the “Progress” cargo spacecraft’s docking and orientation engines (DPO), which were previously in a free flight using onboard increment apparent velocity meter calibrated. The method and the results of the calibration are described. The error of the station mass’s estimation is about 1%. The same MAMS data and similar ones received during the station reboost maneuver on 2005.08.26 were used for the analysis of the station body low-frequency oscillations caused by the burning of the docking and orientation engines of the "Progress" cargo spacecraft. The eigenfrequencies of the DPO were determined. They are within the range of 0.022÷0.056 Hz. It was shown that the burning of the DPO brings to an essential increase of the microaccelerations in the frequency range of 0÷1 Hz. The frequencies on which disturbances increase for more than one order are pointed out.

         1. Введение. В процессе длительной эксплуатации МКС из-за погрешностей в учете расходования топлива и перемещения грузов, доставляемых на станцию или удаляемых с нее, может возникнуть заметное расхождение между истинным значением ее массы и значением, определяемым проектной документацией. Знание же с приемлемой точностью этой характеристики позволяет в процессе управления станцией уменьшать расходы топлива при проведении различных динамических операций. Вследствие указанных обстоятельств отработка методов определения текущего значения массы МКС является актуальной задачей.

Ниже описывается реализация метода определения массы станции, предложенного в [1]. Масса находится по данным измерений американского акселерометра MAMS, полученным во время коррекции обиты предварительно тарированными двигателями причаливания и ориентации (ДПО) транспортно грузового корабля (ТГК) «Прогресс». Использованы данные, полученные во время коррекции 20.08.2004. Те же данные и данные, полученные во время коррекции 26.08.2004, использованы для анализа низкочастотных колебаний корпуса станции, вызываемых работой ДПО. Определены собственные частоты двигателей. Описываемое исследование выполнено в рамках технологического эксперимента “Тензор”.

 

2. Методика определения массы станции по измерениям MAMS. Импульс, корректирующий орбиту станции, выдается вдоль оси  строительной системы координат Служебного модуля (СМ). Во время выдачи импульса эта ось направлена по трансверсали к орбите станции. Из теоремы об изменении количества движения станции в проекции на ось  следует соотношение

.

Здесь  – масса станции (вместе с пристыкованными к ней кораблями),  – время,  – кажущееся ускорение центра масс станции,  – число работающих двигателей,  – проекция на ось  тяги одного двигателя,  – компонента вдоль оси  главного вектора негравитационных внешних сил, действующих на станцию. Двигатели считаются одинаковыми, в  наибольший вклад вносят силы аэродинамического торможения.

Акселерометр MAMS позволяет измерить кажущееся ускорение  – одна из его чувствительных осей параллельна оси  строительной системы координат СМ. Пусть измеренные значения  известны для моментов времени  ,  – результаты измерений. Значения кусочно-постоянной функции  известны из телеметрии, силой  можно пренебречь. Тогда отношение  можно найти методом наименьших квадратов [2] из условия минимума выражения

,

,     ,     .

Оценка указанного отношения имеет вид

.                                                      (2.1)

Если принять, что ошибки в значениях  представляют собой некоррелированые случайные величины с нулевым средним значением и одинаковой дисперсией  (сомнительное, но удобное допущение), то стандартное отклонение  случайной величины  и дисперсия  оцениваются величинами

,     .                             (2.2)

Предположим, что значение отношения  найдено описанным выше способом, значение  известно. Тогда массу станции можно оценить по формуле

.                                                       (2.3)

Дифференциал этой формулы можно представить в виде

.

Полагая, что ошибки в определении величин  и  независимы, относительную ошибку  в определении  на основании последнего соотношения можно представить следующим образом

.                                                (2.4)

Здесь  – относительная ошибка в определении . Оценки величин  и  находились в результате тарировки тяги ДПО ТГК «Прогресс».

 

3. Тарировка тяги двигателей грузового корабля. Для тарировки тяги ДПО ТГК «Прогресс М – 42» на участке его автономного полета (участок дальнего сближения со станцией) на втором суточном витке 12.08.2004 был выдан тарировочный импульс. Импульс выдавался вдоль продольной оси корабля с помощью восьми двигателей ДПО в режиме без поддержания ориентации (контур ориентации был отключен), с выключением системы управления движением ТГК после выдачи импульса. Двигатели работали в непрерывном режиме.

На борту ТГК «Прогресс» размещается бортовой измеритель приращения кажущейся скорости (БИПС). Показания этого прибора представляют собой моменты времени, в которые приращение кажущейся скорости оказывается кратным 4 см/с. Для обработки показаний БИПС воспользуемся следующими уравнениями движения корабля во время выдачи импульса:

,     ,     ,     .

Здесь  – масса корабля,  – ее секундный расход,  – компонента кажущейся скорости корабля вдоль его продольной оси,  – модуль проекции скорости истечения газов из сопел двигателей на продольную ось корабля. Первое из выписанных уравнений – следствие известного уравнения Мещерского. Начальная точка выдачи телеметрических данных принята за начало отсчета времени – соответствует моменту . Согласно сказанному выше .

         Решение выписанных уравнений относительно  имеет вид

 .           (3.1)

Выдача корректирующего импульса происходит на сравнительно коротком отрезке времени, причем . В такой ситуации главным членом в правой части выписанного соотношения является второй, линейный по времени.

На основании формулы (3.1) телеметрические данные БИПС сглаживались полиномами

                                  (3.2)

при . Как уже говорилось, эти данные представляли собой последовательность моментов времени  , , которые вбирались из условия ,  см/с. Тем не менее, применяя метод наименьших квадратов, моменты  будем считать заданными, а величины  – измерениями, содержащими случайные некоррелированные ошибки с нулевыми средними значениями и одинаковыми стандартными отклонениями . Определение коэффициентов сглаживающего полинома (3.2) сводилось к минимизации по ним выражения

.

Во время выдачи тарировачного импульса 12.08.2004 был получен отрезок данных длиной . Результаты сглаживания этого отрезка представлены в табл. 1. Здесь приведены порядок  сглаживающего полинома, оценки  его коэффициентов, стандартные отклонения  этих оценок, стандартное отклонение  ошибок аппроксимации «измерений» , а также значение величины

.                                                     (3.3)

Расчет  выполнен при  кг. Как видно из таблицы, стандартное отклонение  при переходе от  к  уменьшается более чем в пять раз, а при переходе от  к  менее чем в два раза. Минимальное значение  достигается при , второе по величине – при . Построенные аппроксимирующие полиномы в случае  не вполне согласуются с решением (3.1). Некоторые их старшие коэффициенты отрицательны, тогда как в разложении решения (3.1) все коэффициенты при степенях  положительны. Ниже при оценке массы станции используются значения , полученные при  и . Как видно из таблицы, это два крайних случая по значениям  и .

Оценим точность определения  по формуле (3.3). Дифференциал этой формулы имеет вид

.

Полагая, что ошибки в определении величин  и  независимы, относительную ошибку  в определении  на основании последнего соотношения можно представить следующим образом

.                                                 (3.4)

Здесь  – относительная ошибка в определении . Приняв , получим для  значения, указанные в табл. 1.

Оценка значения  была получена и от двигателистов. Длительный опыт эксплуатации кораблей “Союз” и “Прогресс” позволил получить обширный экспериментальный материал по зависимости тяги ДПО от давления в баках с топливом и от давления в системе наддува. Анализ телеметрической информации показал, что стабилизация давления в магистралях двигательной установки грузового корабля на участке выдачи корректирующего импульса (в составе станции) 20.08.2005 произошла на 160 секунде. До конца работы двигательной установки давления не практически не менялись. Таким образом, на данном интервале было  Н. Погрешность данного способа оценки тяги достаточно точно не известна. По оценкам листов , что связано в первую очередь с конструктивными особенностями системы наддува двигательной уста новки.

 

4. Оценка массы станции. Методика определения массы станции, описанная в п. 2, была реализована четырьмя способами. В первом способе в формулах (2.1), (2.2) использовались все данные измерений MAMS кажущегося ускорения , относящиеся к временному интервалу выдачи корректирующего импульса. График этих данных представлен на рис. 1а. График представляет собой ломаную, ординаты вершин которой суть данные измерений, а абсциссы образуют равномерную сетку с шагом  с. Во втором способе в формулы (2.1), (2.2) подставлялись сглаженные значения кажущегося ускорения. Сглаживание выполнялось так. Пусть   – данные измерений MAMS,  – натуральное число, . Сначала по этим данным стандартным методом наименьших квадратов строилось аппроксимирующее выражение

.

Затем, чтобы избавиться от возможных больших амплитуд у старших гармоник, коэффициенты при синусах модифицировались с помощью корректирующих множителей:

.

Здесь  – целая часть числа . Последнее выражение использовалось как сглаживающее. При сглаживании данных, приведенных на рис. 1а (), принималось . График сглаживающего эти данные выражения  изображен на рис. 1б сплошной линией. Пунктирная линия на том же рисунке воспроизводит данные измерений (ср. рис. 1а). Во втором способе оценки массы использовались значения , где  – моменты времени с исходными измерениями.

Третий и четвертый способы поясняются графиком функции  на рис. 1в. Напомним, эта кусочно-постоянная функция задает число ДПО, задействованных в момент  времени . Сравнение графиков на рис 1б и 1в показывает, что в формулах п. 2 целесообразно оставить лишь значения ускорения , для которых . Во-первых, суммарная тяга ДПО на этих участках наиболее стабильна; во-вторых, калибровка ДПО проводилась при одновременной работе именно восьми двигателей. В третьем способе в формулах п. 2 учитывались только низкочастотные данные MAMS, относящиеся к десяти достаточно продолжительным интервалам постоянства , на которых . В четвертом способе для тех же , что и в способе 3, использовались сглаженные значения .

Результаты определения массы станции по формулам (2.1), (2.3) для четырех описанных способов выбора величин  представлены в табл. 2, 3. Табл. 2 построена при  Н и , табл. 3 – при  Н и . Расчеты в обоих случаях выполнялись с одними и теми же величинами , поэтому значения  и  в этих таблицах одинаковы[1]. Указанная в таблицах относительная погрешность определения массы  рассчитана по формулам (2.4), (3.4). По результатам проведенной перед описываемым экспериментом инвентаризации проектное значение массы станции (вместе с ТГК «Прогресс») на момент начала выдачи корректирующего импульса 20.08. 2004 г. составляло  кг. Если считать это значение точным, то фактическую относительную погрешность определения массы станции можно оценить, как  . Значения  также приведены в таблицах. Согласно таблицам первый и второй способы выбора значений  обеспечивают точность определения массы в несколько процентов. Следует отметить, что использование при вычислении  полинома первой степени дает практически те же значения , что и пятой степени, но с меньшей погрешностью . Так в случае полинома первой степени для способов 1 и 2 имеем = и = соответственно; в случае полинома пятой степени для тех же способов = и = (см. табл. 2). Использование полиномов первой и пятой степени при оценке  дает практически одинаковый результат – =для способа 1 и = для способа 2.

Третий и четвертый способы выбора  оказались заметно точнее. Погрешность  способа 4 при значениях  Н и  Н оказалась всего 0.16 % и 0.13 %, погрешность  не превысила 1 %.

Результаты оценок массы при использовании значения , полученного в ходе анализа телеметрической информации о давлениях в магистралях ДУ, представлены в табл. 4. Описанные выше способы 1, 2, 3 и 4 оценивания массы применялись с единственным изменением: в формулах (2.1), (2.2) учитывались лишь те измерения, для которых  с. В частности, в способах 3 и 4 учитывались данные, относящиеся к пяти из десяти упоминавшихся выше интервалов постоянства функции . В данном случае оценки массы станции получились несколько точнее. В частности способ 3 дал погрешность 0.5%. К сожалению, несовершенство такого способа оценки  заключается в принципиальной невозможности уменьшить . Минимальное значение , обусловленное конструкцией двигательной установки, составляет не менее 2 %. В связи с этим, оценка  в данном случае значительно хуже соответствующих оценок, приведенных в табл. 2, 3. Однако оценки  в табл. 4, наоборот, значительно лучше аналогичных оценок в табл. 2, 3.

Таким образом, оценки значения массы при использовании значения , полученном сглаживанием данных БИПС полиномом пятой степени (182120 кг) или сообщенном двигателистами (182376 кг), оказались достаточно близкими к проектной оценке массы станции (183311 кг).

 

5. Исследование низкочастотных колебаний корпуса станции, вызванных работой двигателей ДПО. Для исследования были взяты шесть отрезков данных измерений MAMS, полученных 20 и 26 августа 2004 г. Два отрезка получены во время коррекций орбиты в указанные дни, остальные отрезки – при отсутствии динамических операций и включений двигателей управления ориентацией. Выбранные отрезки данных представлены на рис. 2 – 4. Рис. 2 и 3 иллюстрируют отрезки 1 и 2, на которых выполнялась коррекция орбита. Они устроены следующим образом. Рисунки 2а и 3а аналогичны рис. 1б. На них приведены графики данных измерений (пунктирные линии) и графики соответствующих аппроксимирующих выражений  (сплошные линии). Для первого отрезка , , для второго отрезка , . На 2б и 3б приведены графики разностей  – ломаные линии с вершинами в точках . Поскольку при выполнении коррекции тяга двигателей устанавливается не сразу, начальные участки рядов данных  были исключены из анализа. В случае отрезка 1 были отброшены данные, отвечающие первым 30 с, в случае отрезка 2 – данные первых 20 с. В обоих случаях для анализа были выбраны 2048 последовательных значений разностей . Графики подвергнутых анализу значений  приведены на рис. 2в и 3в.

На отрезках 3 – 6 включений двигателей не было, поэтому данные этих отрезков, содержащих каждый по 2048 значений (рис. 4), анализировались непосредственно. Отрезки 3, 4 расположены вблизи отрезка 1, отрезки 5, 6 – вблизи отрезка 2.

Спектральный анализ данных на выбранных интервалах выполнялся по следующей схеме. Для определенности будем говорить о данных отрезков 3 – 6. Пусть ,   – данные измерений микроускорения. Попытаемся аппроксимировать функцию  при  функцией

                                  (5.1)

где , ,  и  – параметры. Значения этих параметров будем искать методом наименьших квадратов. Составим выражение

.                                             (5.2)

Согласно методу наименьших квадратов определение параметров , ,  и  сводится к минимизации по ним выражения (5.2). Функция  имеет, как правило, много локальных минимумов, поэтому ее минимизация проводится поэтапно. Сначала в результате решения ряда одинаковых линейных задач наименьших квадратов вычисляются значения функции

в узлах достаточно мелкой равномерной сетки на отрезке , стро­ится график этой функции. Затем перебором по сетке находятся приближенные значения точек минимума . Абсциссы значимых (с достаточно малыми ординатами) точек минимума, являются частотами искомых гармоник. Пусть описанным способом найдены частоты  . Отвечающее этим частотам аппроксимирующее выражение ищем в виде

,                   (5.3)

где ,   – постоянные параметры. Значения параметров находятся методом наименьших квадратов – из условия минимума функции, заданной соотношениями (5.2) и (5.3).

Чтобы проверить найденное решение другим методом, наряду с функцией  рассматривалась функция

,   ,

называемая периодограммой Шустера [5]. Пусть исследуемая функция  имеет вид (5.3) при . Тогда , периодограмма имеет локальные максимумы в точках , причем  . Точность выписанных соотношений увеличивается с ростом . Таким образом, знание максимумов периодограммы позволяет получить оценки частот и амплитуд гармонических составляющих функции .

Ниже для удобства вместо графиков функций  и  приводятся графики функций

,     .

Минимумы функции  дают оценки среднеквадратической ошибки аппроксимации функции  выражением (5.1), максимумы функции  – оценки амплитуды .

На рис. 5 приведены графики функций  и  для отрезков 1, 3 и 4, на рис. 6 – аналогичные графики для отрезков 2, 5 и 6. Точки значимых минимумов функции  и точки значимых максимумов функции  отличаются не более, чем на несколько единиц  Гц. Судя по рисункам, каждая из функций  или  содержит значительное число гармоник. Ниже в соответствующих выражениях (5.3) будем учитывать все наиболее значимые гармоники (отвечающие экстремумам функций ,  с резко выделяющимися экстремальными значениями) и несколько менее значимых. Амплитудой гармоники с частотой  в (21) будем называть величину . В качестве единицы измерения функций  и  примем  м/с, частоты будем указывать в герцах.

Частоты и амплитуды некоторых наиболее значимых гармоник, обнаруженных в функции  для отрезков 1 – 6 приведены в таблице 5. Таблица устроена следующим образом. Ее верхняя строка содержит номера исследованных отрезков данных. Каждому отрезку отвечают два столбца – столбец частот () и столбец амплитуд (). В этих столбцах указаны частоты и амплитуды построенного для функции  данного отрезка данных аппроксимирующего выражения (5.3). Параметры гармоник, обнаруженных в разных отрезках данных, но имеющих примерно одинаковые частоты, помещены в одну и ту же горизонтальную строку. Такая организация таблицы, во-первых, удобна для анализа. Во-вторых, в рассматриваемом случае естественно предположить, что примерно одинаковые частоты, проявляющиеся в разных отрезках, – результат воздействия одной и той же частоты некоторого реального фактора. Небольшие вариации частот, превышающие погрешности, обусловленные ограниченностью длины отрезков данных, могут быть объяснены нестабильностью функционирования бортового оборудования.

Номинально акселерометр MAMS позволяет определять микроускорения в диапазоне частот от 0 до 1 Гц. Однако головки прибора имеют скорость выборки 10 измерений в секунду, поэтому неудивительно, что в спектре данных измерений присутствуют частоты до 5 Гц. Сколько-нибудь значимые возмущения наблюдаются только до 1.6 Гц, поэтому периодограммы представлены на рисунках в диапазоне от 0 до 1.6 Гц. Необходимо отметить, что поиск гармонических составляющих в данных измерений является коварной задачей. Гармоники с малыми амплитудами могут порождаться случайными ошибками в данных [4]. Для гармоник с большими амплитудами таких сомнений не возникает. В рассматриваемой задаче можно быть достаточно уверенными в существовании гармоник с амплитудами более  м/с.

Некоторые группы экстремумов функций  и  с близкими частотами (см. рис. 5, 6) отвечают колебаниям с так называемым непрерывным спектром [4]. Форма представления таких колебаний в виде (5.3) не адекватна. Однако, если указанные группы экстремумов достаточно локализованы, отвечающую им составляющую функции  можно приближенно представить одной гармоникой. Именно такой подход был использован при составлении табл. 5.

Аналогичным образом проводился спектральный анализ данных измерений MAMS компонент кажущегося ускорения станции вдоль осей  и  строительной системы координат СМ. Эти компоненты обозначим соответственно  и . Введенные выше функции ,  для данных измерений величин  и  обозначим ,  и , . Графики функций , ,  и , ,  для отрезков 1, 2, …, 6 изображены на рис. 7 – 10 и 11 – 14. Частоты и амплитуды наиболее значимых найденных гармоник приведены в табл. 6, 7. Данные измерений  и  на отрезках 1, 2 (см. верхние графики на рис. 7, 11) содержат значительные выбросы, обусловленные включением ДПО. Перед проведением спектрального анализа эти выбросы были заменены средними значениями соответствующих данных на отрезке (см. нижние графики на рис. 7, 11).

Анализ отрезков 1, 2, 3, 4 и 6 позволил установить следующее. При коррекции орбиты станции с помощью ДПО грузового корабля станция испытывает значительные колебания с частотами 0.022÷0.056 Гц. При выключенных ДПО колебания с этими частотами практически отсутствуют.

Частоты, превышающие 0.6 Гц, в спектрах отрезков данных 1, 2, 3, 4 и 6 практически одинаковы. Амплитуды соответствующих гармоник на отрезках 1, 2 (во время работы ДПО) существенно выше, чем на отрезках 3, 4 и 6. Как видно из табл. 5, 6, 7 и рис. 5, 6, 9, 10, 13 и 14, амплитуды вибрационных микроускорений во время работы ДПО в среднем возрастают на порядок, а амплитуды гармоник -компоненты микроускорения с частотами 0.100÷0.113, 0.252, 0.274, 0.352 и 1.017÷1.043 Гц возрастают на два порядка. В случае -компоненты при работе ДПО наиболее значительные возмущения наблюдаются на частотах 0.101÷0.111, 0.254, 0.275, 0.360, 0.401 и 0.701÷0.719 Гц. В случае -компоненты – на частотах 0.250, 0.381÷0.425, 0.450, 0.652, 0.677, 0.805 Гц, причем в -компоненте амплитуды возрастают на два порядка.

Отрезок 5 следует рассмотреть особо. На этом отрезке происходила передача управления станцией от американского сегмента к российскому, что вызвало некоторое изменение работы системы управления ориентацией и несколько повысило уровень микроускорений. Амплитуды гармонических составляющих в данных отрезка 5 в несколько раза больше соответствующих амплитуд на отрезках 3, 4 и 6. В отличие от отрезков 1, 2, 3, 4 и 6 в спектре -компоненты микроускорения на отрезке 5 нет возмущений с частотами более 1.03 Гц, а в спектрах - и -компонент не наблюдаются возмущения с частотами более 0.808 Гц. На отрезке 5 в спектре -компоненты присутствуют значительные возмущения на частоте 0.385 Гц, в спектре -компоненты – на частотах 0.385, 0.390, 0.738 Гц, в спектре -компоненты – на частотах 0.751, 0.759 Гц.

         Данная работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект 05-01-00451).

Литература

 

1.     Семенов Ю.П., Григорьев Ю.И., Соловьев В.А., Благов В.Д., Курилов В.А., Бодин Н.Б., Ковтун B.C., Почукаев В.Н., Поляков B.C. Способ определения массы сборки космических объектов в процессе изменения параметров орбиты. Авторское свидетельство RU 2098326 С1.

2.     Линник Ю.В. Метод наименьших квадратов и основы математико-статистической теории обработки наблюдений. М.: ГИФМЛ, 1958.

3.     Бабкин Е.В., Беляев М.Ю., Ефимов Н.И., Сазонов В.В., Стажков В.М. Определение квазистатической компоненты микроускорения, возникающего на борту Международной космической станции. Космические исследования, 2004, т. 42, № 2, с. 162 – 171.

4.     Теребиж В.Ю. Анализ временных рядов в астрофизике. М.: Наука, 1992.




Таблица 1. Результаты обработки данных измерений БИПС

при тарировке ДПО

 

1

2

3

4

5

, м/с

, м/с

0.13137

0.13357

0.13300

0.13203

0.13132

, м/с

 

, м/с

 

 

, м/с

 

 

 

, м/с

 

 

 

 

, м/с

, м/с

, м/с

 

, м/с

 

 

, м/с

 

 

 

, м/с

 

 

 

 

, м/с

, Н

118.09

120.06

119.55

118.68

118.04

 


Таблица 2. Определение массы при  Н и

 

Способ

, м/с

, кг

1

3124

187668

2

188434

3

629

182120

4

182053

 

 

Таблица 3. Определение массы при  Н и

 

Способ

, м/с

, кг

1

3124

190878

2

191657

3

629

186235

4

185167

 

 

Таблица 4. Определение массы при  Н и

 

Способ

, м/с

, кг

1

1527

184514

2

185154

3

370

182376

4

182237

 

Таблица 5. Гармонические составляющие в данных измерений -компоненты ускорения.

 

1

2

3

4

5

6

0.023

22.3

0.021

28.3

-

 

-

 

-

 

-

 

0.029

16.3

0.026

24.5

-

 

-

 

-

 

-

 

0.043

16.2

0.043

44.2

-

 

-

 

0.045

1.49

-

 

0.050

89.4

0.049

93.2

-

 

-

 

-

 

-

 

0.056

78.6

-

 

-

 

-

 

-

 

-

 

0.063

11.1

-

 

-

 

-

 

0.065

1.37

0.060

0.52

-

 

-

 

0.074

0.48

-

 

0.078

1.93

0.076

1.2

0.101

85.4

0.100

58.2

-

 

-

 

0.093

1.92

0.091

0.54

-

 

0.106

42.2

0.105

0.54

-

 

0.105

1.47

0.106

0.51

0.113

85.6

0.113

58.2

0.111

0.24

-

 

0.111

2.55

0.113

0.34

0.124

27.3

 

 

0.120

0.58

-

 

0.124

1.44

0.123

1.6

-

 

0.129

52.0

-

 

-

 

-

 

0.1288

0.80

-

 

-

 

0.131

0.69

-

 

0.131

2.0

-

 

-

 

-

 

-

 

-

 

0.136

1.5

0.135

1.0

-

 

-

 

0.148

0.52

0.146

0.44

0.149

2.1

0.150

0.70

0.169

37.7

0.166

48.5

0.169

0.88

0.170

0.40

-

 

0.164

0.63

0.175

25.8

0.174

35.8

0.176

0.87

0.176

0.38

0.171

2.0

0.175

1.1

0.181

32.8

0.180

46.5

0.183

0.38

0.183

0.48

0.180

3.4

0.180

0.78

0.195

60.3

0.193

35.8

0.198

0.43

0.191

0.32

0.194

1.5

0.198

0.62

0.203

91.2

0.204

72.0

-

 

0.205

0.47

0.208

2.3

-

 

0.253

120

0.255

50.5

-

 

0.254

1.2

0.251

2.0

-

 

-

 

-

 

0.258

0.46

-

 

0.260

2.1

0.258

0.98

-

 

0.266

9.1

0.264

0.29

0.268

0.91

0.266

2.0

0.266

0.49

0.274

97.4

0.275

121.0

0.271

0.61

0.275

0.98

0.274

0.97

-

 

-

 

0.300

47.2

0.304

0.49

0.303

1.1

0.304

0.90

0.303

1.1

-

 

-

 

0.310

1.22

0.308

1.1

-

 

-

 

0.330

87.5

0.328

47.4

-

 

0.331

1.2

0.326

1.4

-

 

0.340

81.9

0.336

20.0

0.336

0.65

-

 

0.338

0.63

0.334

0.51

0.353

101

0.353

76.4

0.355

0.75

0.355

0.89

0.354

1.1

0.353

0.96

-

 

0.380

27.1

0.376

1.54

0.380

2.6

0.379

2.8

0.379

2.3

0.384

16.0

0.389

49.3

0.383

2.58

-

 

0.385

8.0

0.386

2.6

0.390

54.1

-

 

0.389

2.57

0.389

1.75

0.390

7.1

-

 

0.401

47.5

0.401

30.1

-

 

0.404

0.88

0.401

2.7

-

 

-

 

0.409

24.9

0.406

0.51

-

 

0.406

2.7

-

 

-

 

-

 

-

 

-

 

0.418

2.8

0.418

0.73

0.439

32.6

0.433

18.7

-

 

0.435

0.70

0.436

1.1

0.438

0.73

-

 

0.443

26.3

0.445

0.59

0.445

0.74

0.445

2.0

0.446

0.53

-

 

-

 

0.459

0.53

0.456

0.61

-

 

0.456

0.84

-

 

-

 

0.466

0.73

0.470

1.1

-

 

0.466

0.80

0.496

50.3

-

 

-

 

-

 

0.494

1.9

0.498

0.81

0.505

40.7

-

 

0.503

0.57

0.504

0.92

0.504

1.9

0.506

0.64

-

 

-

 

-

 

-

 

-

 

0.615

1.2

0.651

29.0

0.659

31.3

-

 

-

 

0.653

1.7

-

 

-

 

-

 

0.684

0.92

-

 

-

 

0.681

0.67

0.698

18.8

0.693

26.5

0.691

0.78

0.695

1.0

-

 

0.693

0.60

0.706

18.0

0.709

43.9

0.704

0.54

0.709

0.84

-

 

0.700

0.48

0.715

42.2

-

 

0.718

1.1

0.715

1.0

0.719

2.6

0.716

0.70

0.721

55.0

-

 

0.726

1.8

0.721

1.4

-

 

0.725

0.64

0.738

28.3

0.736

18.2

0.735

2.2

0.735

2.3

0.738

2.7

0.736

1.7

0.744

22.3

0.744

20.1

0.744

1.2

0.743

0.34

0.745

2.0

0.748

0.68

-

 

-

 

0.754

0.42

0.755

0.77

0.751

2.4

0.755

1.0

1.0266

86.8

1.022

117.2

1.023

0.45

1.022

0.63

1.025

1.3

1.023

0.82

1.032

64.0

1.035

92.2

1.038

0.71

1.033

0.52

-

 

1.029

1.4

1.043

106.7

1.042

68.2

-

 

1.045

0.33

-

 

1.041

1.8

1.070

29.4

-

 

-

 

-

 

-

 

1.070

1.0

1.089

16.3

1.087

33.3

-

 

-

 

-

 

1.085

0.96

1.099

60.1

1.099

27.7

-

 

-

 

-

 

1.102

1.0

1.107

47.0

-

 

-

 

-

 

-

 

-

 

1.120

28.5

1.120

29.9

-

 

1.122

0.32

-

 

1.119

0.83

-

 

1.353

28.7

-

 

1.358

0.42

-

 

-

 

1.418

25.8

1.405

29.3

-

 

1.415

0.72

-

 

-

 

-

 

-

 

-

 

1.600

0.84

-

 

1.558

0.70

-

 

-

 

1.767

0.54

-

 

-

 

1.763

1.4

 


Таблица 6. Гармонические составляющие в данных измерений -компоненты ускорения.

 

1

2

3

4

5

6

0.024

150

0.022

214

-

 

-

 

-

 

-

 

0.029

155

-

 

-

 

-

 

-

 

-

 

0.049

324

0.051

355

-

 

-

 

-

 

-

 

0.056

243

-

 

-

 

-

 

-

 

-

 

0.064

48.3

0.068

45.9

-

 

-

 

-

 

-

 

0.100

160

0.100

99.2

-

 

-

 

-

 

0.095

2.07

-

 

0.107

107

-

 

-

 

-

 

0.105

2.44

0.112

127

0.112

135

-

 

-

 

-

 

-

 

0.125

36.6

0.129

76.5

-

 

-

 

-

 

0.127

3.82

0.169

61.6

0.166

66.0

0.171

1.23

-

 

-

 

0.169

3.41

0.203

101

0.205

78.2

-

 

-

 

0.206

3.89

0.205

2.49

0.254

101

0.254

52.8

-

 

0.254

1.61

-

 

0.256

3.25

0.273

81.3

0.276

113

0.264

1.56

0.269

2.01

0.281

5.61

0.273

4.22

0.310

40.2

-

 

-

 

-

 

0.308

5.99

0.310

2.84

-

 

-

 

-

 

0.313

1.42

0.320

5.41

0.319

1.52

0.330

99.4

0.325

58.7

-

 

-

 

-

 

0.329

3.10

0.344

40.7

0.342

37.7

0.349

1.74

-

 

0.342

4.81

0.348

4.87

0.352

126

0.354

99.1

-

 

-

 

0.354

5.75

0.352

5.36

0.359

77.9

0.359

92.5

0.357

1.11

0.359

1.78

0.359

3.30

0.357

3.14

-

 

0.376

61.5

0.376

3.99

0.371

4.16

0.378

9.12

0.378

5.41

0.383

25.6

0.381

64.4

0.383

9.20

0.381

5.87

0.386

23.0

0.386

12.8

0.391

169

0.388

213.7

0.388

11.0

0.388

4.74

0.391

22.1

-

 

-

 

0.396

7.93

0.396

5.00

0.398

3.13

-

 

-

 

0.400

130

0.400

66.8

0.400

1.82

-

 

0.400

9.33

0.400

2.54

-

 

0.408

94.2

0.405

2.01

0.403

3.60

-

 

0.408

4.97

0.410

88.2

-

 

0.413

2.48

0.415

2.77

0.418

9.59

-

 

0.427

51.3

-

 

0.425

0.96

0.430

2.56

0.425

4.05

0.430

2.64

0.440

89.8

0.442

55.1

0.435

2.02

-

 

-

 

0.440

2.48

0.447

35.9

-

 

0.449

1.49

-

 

0.444

7.52

0.447

2.42

-

 

-

 

-

 

0.452

3.91

0.457

3.88

-

 

-

 

-

 

0.466

1.38

0.464

3.20

0.469

5.47

0.469

2.40

-

 

-

 

0.498

1.91

-

 

0.493

8.03

0.493

2.05

-

 

-

 

0.625

1.67

-

 

0.620

5.62

0.620

2.59

0.676

46.0

-

 

-

 

0.679

4.50

-

 

-

 

-

 

-

 

0.684

2.42

0.686

5.26

-

 

-

 

-

 

0.693

85.2

-

 

0.693

3.17

-

 

0.691

1.41

0.701

54.6

-

 

0.698

2.75

0.701

3.74

-

 

0.698

1.93

0.713

84.4

0.705

150

0.706

2.82

0.708

2.83

0.703

2.21

-

 

0.718

181

0.720

143

0.718

3.92

0.720

6.33

0.720

5.97

0.718

1.20

-

 

0.726

33.9

0.725

4.92

0.728

4.09

0.730

9.24

0.728

4.16

0.737

72.5

-

-

0.735

8.97

0.735

11.84

0.737

19.5

0.735

11.5

0.745

46.0

0.747

74.3

0.742

6.76

0.742

4.18

0.745

12.1

0.747

2.26

0.759

38.1

-

-

0.754

2.79

0.754

3.74

0.752

7.98

0.754

3.02

0.772

45.9

-

-

0.772

5.36

0.774

2.62

-

 

0.772

3.62

0.779

34.0

-

-

0.784

2.01

0.789

3.05

-

 

0.789

3.72

0.803

76.9

0.803

47.5

-

 

-

 

0.808

5.19

0.808

2.90

-

 

-

-

-

 

0.830

2.30

-

 

0.833

2.45

0.852

55.3

-

-

-

 

-

 

-

 

0.850

3.03

1.572

37.7

-

-

1.553

2.00

1.572

2.90

-

 

-

 

-

 

-

-

1.597

1.22

1.599

4.31

-

 

-

 

-

 

-

-

1.616

2.49

1.616

3.63

-

 

1.621

2.10

-

 

-

-

1.670

1.28

-

 

-

 

1.663

2.28

 

Таблица 7. Гармонические составляющие в данных измерений -компоненты ускорения.

 

1

2

3

4

5

6

-

 

0.022

90.6

-

 

-

 

-

 

-

 

0.027

60.7

0.029

70.9

-

 

-

 

-

 

-

 

0.054

288

0.049

193

-

 

-

 

-

 

-

 

-

 

-

 

-

 

-

 

0.066

4.30

 

 

0.103

101

0.100

128

-

 

-

 

0.100

8.34

0.098

2.10

0.110

120

0.110

96.5

-

 

-

 

-

 

0.105

2.39

0.132

46.6

-

 

-

 

-

 

-

 

0.127

2.54

-

 

0.156

41.3

0.154

2.47

0.154

3.39

-

 

0.159

3.73

0.173

56.8

-

 

-

 

-

 

0.171

6.40

-

 

0.178

59.4

-

 

-

 

-

 

0.181

7.19

0.181

1.28

0.200

192

-

 

-

 

-

 

0.200

5.49

-

 

0.249

75.6

0.252

55.3

0.249

0.73

-

 

0.252

8.63

-

 

0.269

31.5

-

 

-

 

-

 

0.264

7.98

-

 

0.361

60.5

0.359

102

0.359

0.93

-

 

-

 

-

 

0.376

55.9

-

 

 

 

0.374

3.14

-

 

-

 

0.381

162

0.381

79.0

0.376

1.71

0.378

3.05

-

 

0.381

1.47

0.388

35.9

0.388

137

0.386

4.80

0.388

3.66

-

 

-

 

0.396

207

-

 

-

 

0.398

7.05

-

 

-

 

-

 

0.400

173

-

 

-

 

-

 

-

 

0.405

342

0.408

127

0.405

2.18

-

 

-

 

-

 

0.413

235

-

 

0.415

3.43

0.410

5.67

-

 

-

 

0.425

256

0.422

92.9

0.422

2.55

0.422

5.12

-

 

-

 

-

 

0.430

149

-

 

-

 

-

 

-

 

0.435

116

0.440

88.5

0.437

1.21

0.435

3.08

-

 

-

 

0.449

172

0.447

126.9

0.444

1.20

0.449

1.48

-

 

-

 

-

 

0.452

86.3

-

 

-

 

-

 

-

 

0.459

72.8

0.459

95.0

0.457

0.57

-

 

-

 

-

 

0.486

50.7

0.483

90.7

0.488

1.51

-

 

0.481

7.04

0.486

4.08

-

 

0.493

74.3

-

 

-

 

0.493

12.6

-

 

0.513

40.2

-

 

-

 

-

 

0.513

7.55

-

 

-

 

-

 

-

 

0.518

1.77

0.520

9.01

0.523

1.37

-

 

-

 

-

 

-

 

0.527

4.39

0.527

1.41

0.603

156

-

 

-

 

-

 

-

 

-

 

-

 

0.620

65.2

0.623

1.18

-

 

-

 

-

 

0.652

144

0.654

1060

0.654

0.90

0.652

2.40

-

 

-

 

-

 

0.667

82.9

0.667

2.55

0.664

3.15

-

 

-

 

0.679

161

0.676

128

0.676

0.90

0.676

10.3

-

 

-

 

0.684

110

-

 

0.684

4.74

0.686

11.3

-

 

-

 

0.691

82.2

0.693

200

0.691

2.25

0.693

7.34

-

 

-

 

0.698

209

-

 

0.698

5.74

0.701

9.08

 

 

-

 

0.706

187

0.703

182

0.704

5.98

-

 

0.706

3.95

-

 

0.713

253

0.711

156

0.711

4.61

0.713

0.77

-

 

-

 

-

 

-

 

0.718

5.12

0.718

0.19

-

 

0.715

0.78

0.723

238

0.720

242

-

 

-

 

0.723

9.62

-

 

-

 

-

 

-

 

0.725

4.50

-

 

0.728

3.19

0.730

202

0.732

79.4

0.730

4.84

-

 

-

 

 

 

-

 

-

 

-

 

0.735

7.81

0.737

13.9

0.735

5.13

0.742

142

0.740

185.9

0.745

3.32

0.742

1.41

-

 

0.742

1.48

0.750

138

0.747

100.3

-

 

0.747

1.55

0.750

23.0

0.752

2.53

-

 

0.757

60.5

0.757

1.64

0.759

2.40

0.759

25.7

0.757

4.56

-

 

-

 

-

 

0.764

2.54

0.769

10.1

0.769

5.59

0.772

82.9

0.772

58.0

0.772

2.85

0.776

2.16

0.776

13.6

0.779

2.29

-

 

0.784

46.4

0.784

1.18

-

 

0.786

8.9

0.784

2.45

0.794

62.5

0.798

35.7

-

 

-

 

0.798

10.3

0.796

2.50

0.806

178

0.806

50.9

0.806

1.38

-

 

0.808

10.7

0.808

3.30

1.377

31.9

1.377

38.3

1.375

2.05

-

 

-

 

-

 

-

 

-

 

1.397

2.50

1.397

2.73

-

 

-

 

1.406

36.9

1.406

103

1.404

2.32

1.409

2.90

-

 

-

 

1.419

62.1

1.421

83.2

1.419

1.64

1.414

2.83

-

 

1.421

3.12

1.428

52.4

1.431

107.5

-

 

1.426

2.97

-

 

1.429

4.18

1.436

80.9

1.440

100

-

 

1.433

3.52

-

 

1.440

2.54

 

         

                                                                   (а)                                                       *(с)

         

                                                                    (б)                                                      *(с)

        

                                                                     (в)                                                     *(с)

 

Рис. 1;  (а) данные измерений MAMS,

(б) сглаживание данных измерений MAMS, (в) число работающих ДПО.

Момент  на всех графиках соответствует 04:24:48 ДМВ 20.08.2004.

 

             

                                                                      (а)                                                    *(с)

              

                                                                      (б)                                                    *(с)

               

                                                                         (в)                                                 *(с)

 

Рис. 2. Отрезок данных 1: (а) данные измерений MAMS (штриховая линия) и результат их сглаживания (сплошная линия); (б) разности исходных и сглаженных данных; (в) отрезок разностей, выбранных для спектрального анализа Момент  на графиках (а) и (б) соответствует 04:24:48 ДМВ 20.08.2004, на графике (в) - 04:25:18 ДМВ 20.08.2004.


              

                                                                      (а)                                                    *(с)

              

                                                                      (б)                                                    *(с)

               

                                                                         (в)                                                 *(с)

 

Рис. 3. Отрезок данных 2: (а) данные измерений MAMS (штриховая линия) и результат их сглаживания (сплошная линия); (б) разности исходных и сглаженных данных; (в) отрезок разностей, выбранных для спектрального анализа Момент  на графиках (а) и (б) соответствует 03:32:14 ДМВ 26.08.2004, на графике (в) - 03:32:34 ДМВ 26.08.2004.


                                                                                             

                                                     (а)                                    *(с)                                                        (б)                                   *(с)

                                                                                             

                                                     (в)                                    *(с)                                                        (г)                                   *(с)

 

Рис. 4. Данные измерений MAMS. Момент  соответствует: (а) 04:10:34 ДМВ 20.08.2004,

(б) 04:15:54 ДМВ 20.08.2004,  (в) 00:19:59 ДМВ 26.08.2004,  (г) 02:00:09 ДМВ 26.08.2004.


                                                                                           

                                                                                                                                                                       

                                  (а)                                                                  (б)                                                                (в)

 

Рис. 5. Периодограммы отрезков данных: (а) отрезок 1 (рис. 2в), (б) отрезок 3 (рис. 4а), (в) отрезок 4 (рис. 4б).


                                                                                           

                                                                                                                                                                       

                                  (а)                                                                (б)                                                                 (в)

 

Рис. 6. Периодограммы отрезков данных: (а) отрезок 2 (рис. 3в), (б) отрезок 5 (рис. 4в), (в) отрезок 6 (рис. 4г).


                                                                                                

                                                                                                                                                                                               

                                                    (а)                                                                                                  (б)

 

Рис. 7. Данные измерений -компоненты микроускорения: (а) отрезок 1, (б) отрезок 2. Момент

на графиках (а) соответствует 04:25:18 ДМВ 20.08.2004, на графиках (б) - 03:32:34 ДМВ 26.08.2004.


                                                                                               

                                                      (а)                                                                                            (б)                                   

                                                                                               

                                                      (в)                                                                                            (г)                                   

 

Рис. 8. Данные измерений -компоненты микроускорения: (а) отрезок 3, (б) отрезок 4, (в) отрезок 5,

(г) отрезок 6.. Моменты  на графиках соответствуют значениям на рис. 4.


                                                                                 

                                                                                                                                                                       

                                  (а)                                                               (б)                                                                (в)

 

Рис. 9. Периодограммы отрезков данных: -компоненты микроускорения: (а) отрезок 1 (рис. 7а, нижний график),

(б) отрезок 3 (рис. 8а), (в) отрезок 4 (рис. 8б).


                                                                                 

                                                                                                                                                             

                                  (а)                                                               (б)                                                                (в)

 

Рис. 10. Периодограммы отрезков данных: -компоненты микроускорения: (а) отрезок 2 (рис. 7б, нижний график),

(б) отрезок 5 (рис. 8в), (в) отрезок 6 (рис. 8 г)


                                                                                               

                                                                                                                                                                                             

                                                    (а)                                                                                                  (б)

 

Рис. 11. Данные измерений -компоненты микроускорения: (а) отрезок 1, (б) отрезок 2. Момент

на графиках (а) соответствует 04:25:18 ДМВ 20.08.2004, на графиках (б) - 03:32:34 ДМВ 26.08.2004.


                                                                                                 

                                                      (а)                                                                                            (б)                                   

                                                                                                

                                                      (в)                                                                                            (г)                                   

 

Рис. 12. Данные измерений -компоненты микроускорения: (а) отрезок 3, (б) отрезок 4, (в) отрезок 5,

(г) отрезок 6.. Моменты  на графиках соответствуют значениям на рис. 4.


                                                                               

                                                                                                                                                                       

                                  (а)                                                               (б)                                                                (в)

 

Рис. 13. Периодограммы отрезков данных: -компоненты микроускорения: (а) отрезок 1 (рис. 11а, нижний график),

(б) отрезок 3 (рис. 12а), (в) отрезок 4 (рис. 12б).


                                                                                

                                                                                                                                                                       

                                  (а)                                                               (б)                                                                (в)

 

Рис. 14. Периодограммы отрезков данных: -компоненты микроускорения: (а) отрезок 2 (рис. 11б, нижний график),

(б) отрезок 5 (рис. 12в), (в) отрезок 6 (рис. 12г).



[1] Значения  весьма точно совпадают со значениями аналогичного параметра в работе [3], также посвященной использованию данных измерений MAMS на МКС.