О кинетике бесстолкновительной сплошной среды

( The kinetics of non-colliding medium
Preprint, Inst. Appl. Math., the Russian Academy of Science)

Ивкина Ю.П., Орлов Ю.Н.
(Yu.P.Ivkina, Y.N.Orlov)

ИПМ им. М.В.Келдыша РАН

Москва, 2006
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 05-01-00642)

Аннотация

В работе проводится обобщение теорем Пуанкаре-Козлова о предельных по времени свойствах слабых решений уравнения Лиувилля для газа невзаимодействующих частиц на случай, когда функции распределения системы принадлежат классу обобщенных функций с точечным носителем по пространственной координате. Доказано, что при t→∞ функция распределения системы в слабом смысле стремится к постоянному значению.

Abstract

In this work the generalization of Poincare-Kozlov theorems has been made. These theorems are concern to the weak convergence of distribution function for t→∞ . The generalization is that the distribution function may be represented as generalized function of the singular type, such as delta-function. It is proved, that the weak limit of the solution of Liouville equation exists and equals to constant.

Введение

Одной из основных задач статистической механики является обоснование перехода от представления о дискретном характере распределения материи к описанию ее как сплошной среды. Таким обоснованием является вывод уравнений гидродинамики из «первых принципов», т.е. из уравнений микроскопического движения составляющих систему частиц. Исторически существует два подхода к этой проблеме. Метод Н.Н. Боголюбова [1], когда рассматривается конечное число частиц N в объеме V, так, что при получении плотностных характеристик среды (плотности, средней скорости, средней внутренней энергии) делается предельный переход , называемый термодинамическим пределом. В другом подходе (Р. Балеску [2]) та же физическая система рассматривается как периодическое продолжение «ящиков», в которых заключено неизменное количество частиц. Математической трудностью в обоих подходах является корректное обоснование предельного перехода.

Фундаментальной проблемой является также обоснование существования равновесия у механической системы с большим, но конечным числом частиц. В математическом плане эта задача сводится к исследованию асимптотических по времени свойств решения уравнения Лиувилля относительно функции распределения частиц по каноническим фазовым переменным.

Простейшей моделью статистической механики является идеальный газ – система из большого числа одинаковых частиц, представляемых безразмерными точками, свободно (т.е. без столкновения одна с другой) движущимися в пространстве и, если выбрана модель замкнутого сосуда, отражающихся по тому или иному закону от его стенок. Более сложной моделью является газ Больцмана-Гиббса: это совокупность абсолютно упругих шариков, сталкивающихся между собой и со стенками сосуда. Статистическое равновесие в системе многих тел означает в классическом понимании [3], что скорости частиц имеют максвелловское распределение, а плотность постоянна по всему объему (с точностью до флуктуаций), т.е. равна средней плотности газа. Выравнивание же плотности означает, что имеет место диффузия, при которой начальные неоднородные условия необратимо размываются. В то же время уравнения динамики отдельных частиц и всей системы в целом обратимы по времени. Согласование этих двух положений именно для случая идеального газа представляет особую важность: может оказаться, что необратимость является скорее математическим свойством, чем следствием физических гипотез, таких, например, как гипотеза молекулярного хаоса в уравнении Больцмана.

Фундаментальные результаты о необратимом поведении идеального газа содержатся в книге В.В. Козлова [4], который обобщил подход А. Пуанкаре [5], основанный на представлении идеального газа как бесстолкновительной сплошной среды. Такое представление основано на аналогии между уравнением Лиувилля для функции распределения идеального газа по координатам и скоростям и уравнением неразрывности в механике жидкости.

В [5] на упрощенной одномерной модели идеального газа было показано, что из-за неравномерности свойства возвращаемости имеет место необратимая диффузия газа. В [4] это свойство корректно доказывается в некотором классе распределений частиц по скоростям и координатам, в частности, распределение должно быть интегрируемой по Лебегу функцией. В настоящей работе проводится доказательство теорем В.В. Козлова о диффузии для случая принадлежности распределений другим классам функций. Именно, нашей задачей является доказательство существования слабого предела решения уравнения Лиувилля для бесстолкновительной сплошной среды в случае, когда это решение является сингулярной обобщенной функцией.


Постановка задачи

Введем следующую систему обозначений.

 – «сосуд», в котором находится система;

* n-мерный тор, ;

,, , ;

 – функция распределения; рассматривается также распределение ; кроме того, возможно определение  как обобщенной функции.

Рассмотрим сплошную среду, удовлетворяющую уравнению неразрывности, которое также моделирует систему из большого числа невзаимодействующих частиц в сосуде, представляющем собой параллелепипед . Будем считать, что частицы среды отражаются от стенок сосуда абсолютно упруго. Поставим следующие вопросы относительно поведения системы с течением времени:

1)    Сходится ли и в каком смысле функция распределения частиц при ?

2)    Будет ли среда иметь равномерное распределение по координатам при ?

Для исследования указанных асимптотических свойств решений введем оператор эволюции системы : , где  – функция плотности распределения через промежуток времени t. Поскольку движение частицы происходит в потенциальном поле, созданном стенками сосуда в форме параллелепипеда, то при  и   выполняется , что демонстрирует свободное движение частицы между стенками.

Предположение о зеркальном отражении от стенок сосуда приводит к тому, что при  и  получаем .

Аналогично при  и  .

Возможны еще варианты, когда  , , , . В этом случае, полагая для простоты что , , , имеем

 

Пользуясь свойством оператора эволюции , его действие можно определить для любого t. Удобно доопределить функцию  таким образом, чтобы выполнялось равенство

 

                           .                                           (1)

 

С этой целью доопределим  на отрезке [-p, 0]:

      =,    

                                       ,

и затем периодически продолжим ее по каждой из координат на всю действительную ось. При этом получится периодическая функция с периодом 2p. Заметим, что результат действия оператора эволюции  также дает периодическую функцию с тем же периодом. При движении системы в фазовом пространстве  ее динамика задается уравнениями

 

                                                                                           (2)

 

Для такой системы приведем формулировки теорем, доказанных В.В. Козловым (см. [4]). Это позволит проследить направления, в которых будет проведена модификация условий этих теорем.

Первая теорема о диффузии (В. В. Козлов).

         Пусть :  есть интегрируемая по Лебегу функция, а  интегрируемая по Риману функция. Введем функционал

                              K(t)= .                                        (3)

Тогда

                                          ,                                                (4)

где

                  ,       .                   (5)

Вторая теорема о диффузии (В. В. Козлов).

         Пусть f, g:  интегрируемые по Лебегу функции вместе со своими квадратами, т.е. f, g L2(P). Введем функционал

                            K(t)= = .

Тогда

                                   .                                         (6)

В частном случае первой теоремы, когда g(x) является характеристической функцией некоторого множества G, измеримого в смысле Жордановой меры (последнее возможно, т.к. в теореме 1 предполагается, что g(x) является интегрируемой по Риману функцией), функционал K(t) в формуле (3) может быть представлен в виде

K(t) =  = .

Последний интеграл представляет собой долю частиц, находящихся в момент времени t в объеме G. Следовательно, указанная теорема имеет следующую интерпретацию:

                         (7)

Таким образом, доля частиц в объеме G стремится к некоторой константе при , причем эта константа равна отношению объема множества G к объему всего сосуда. Иначе говоря, частицы со временем стремятся равномерно заполнить сосуд.

В более общей формулировке первой теоремы функцию распределения следует считать обобщенной функцией, то есть определять ее как линейный функционал на пробных функциях, например, из пространства L2. В пространстве обобщенных функций предел f(x,w) при  понимается в слабом смысле, и вторая теорема позволяет найти этот предел. Именно, определим непрерывный линейный функционал

                       .

Тогда вторая теорема о диффузии может быть записана в следующем виде:

                       ,

где

                                               .

Далее мы рассмотрим обобщения вышеприведенных теорем о диффузии. Основной вопрос заключается в следующем: можно ли обобщить первую  и вторую теорему на случай, когда f(x, w) не является интегрируемой по Лебегу функцией и представима в виде: a) f(x, w) = d(w)h(x); б) f(x, w) = d(x)h(w)?

 

Обобщение первой теоремы о диффузии

         Принципиально важным свойством функции плотности распределения является ее интегрируемость по Лебегу. Отказ от этого свойства в общем случае приводит к тому, что первая теорема о диффузии не имеет места. Например, пусть в системе существует конечная доля  частиц с одинаковой скоростью . В этом случае среднее значение некоторой функции g по распределению  определяется как

.

В этом выражении первое слагаемое при , как уже известно, стремится к константе, а вот второе слагаемое является в общем случае периодической функцией, и в результате сумма не будет стремиться к константе. Если же существует конечный набор таких групп частиц со скоростями , то получающаяся в результате сумма периодических функций является почти-периодической функцией, и не имеет предела при .

         Однако есть важный пример обобщения первой теоремы о диффузии на случай, когда распределение f(x,w) представляется в виде линейной комбинации обобщенных функций с точечным носителем по пространственным координатам с коэффициентами, являющимися интегрируемыми по Лебегу функциями в пространстве скоростей. В частности, пусть

 

                                              .                                          (8)

 

Тогда для функционала (3) имеем

                      

Исследуем поведение K(t) при t®¥ и покажем, что частицы с течением времени равномерно заполняют сосуд. Подчеркнем, что функция распределения (8) имеет совершенно другие свойства относительно пространственных координат, чем в первой теореме о диффузии.

Теорема 1. Пусть, где h(w) – интегрируемая по Лебегу функция на , и пусть g(x) есть интегрируемая по Риману функция на .

Тогда существует предел

 

   .                             (9)

 

Доказательство.

Так как интегрируемую по Лебегу функцию можно представить как разность двух положительных функций, то доказательство проводится только для положительных функций h. Сначала докажем для случая, когда функция g является тригонометрическим полиномом. Затем получим то же равенство для всех функций g из пространства функций, интегрируемых по Риману на . Доказательство проводим в несколько этапов.

1) Пусть g = C = const. Тогда   

 =

.

2) Пусть теперь . Тогда

,

после чего по теореме Римана получаем . В силу линейности из пунктов 1) и 2) следует, что равенство (9) выполнено для всех тригонометрических полиномов.

3) Из курса анализа известно (теорема Вейля), что если  – функция, интегрируемая по Риману, то для любого e существуют такие тригонометрические полиномы  и , что

          , где .

Введем обозначения для функционалов

               ,     .

Тогда, так как , то

,

и, кроме того,    

      .

Следовательно,

                  

Теорема 1 доказана.

 

Обобщение второй теоремы о диффузии

Теорема 2. Пусть, где h(w) – ограниченная и интегрируемая по Лебегу функция на ,  интегрируемая по Риману функция. Обозначим 

                .

Тогда существует предел

 

               .              (10)

 

Доказательство. 

1) Поскольку g(x,w) является интегрируемой по Риману, то она ограничена и измерима, и, следовательно, интеграл 

                                            

существует.

2) Так как функция h(w) интегрируема по Лебегу, то ее можно представить в виде разности двух положительных интегрируемых по Лебегу функций. Как и выше, нам достаточно доказать утверждение (10) только для случая h(w)>0.

3) В силу существования интеграла  справедливы оценки:

     

и

                                                   .

Поэтому, если мы докажем, что

                           ,

то фактически теорема 2 будет доказана. Следовательно, мы свели задачу к случаю финитных функций g(x, w).  

4) Если g(x,w) = g(w), то

 

Это следует из того, что

.

5) Пусть g(x,w)=exp(ikx+imwp/(b-a)). Тогда

 

Так как функция  интегрируема по Лебегу, то по теореме Римана существует равный нулю предел

                                .

Отсюда следует, что равенство

                  

доказано для тригонометрических полиномов.

5) Как и в случае доказательства теоремы 1, воспользуемся теоремой  Вейля о том, что если g – функция, интегрируемая по Риману, то для любого e существуют такие тригонометрические полиномы g1 и g2, что

        ,        ,

где

                                 .

Введем функционалы

                         , 

                         .

Так как , то

                    

6) Из пункта 5) доказательства следует, что

                      .

По условию теоремы h(w) ограниченная функция, т.е. h(w)<M. Тогда 

т.е.

                       .

Следовательно,

Таким образом, мы доказали теорему для любой финитной интегрируемой по Риману функции . Отсюда и из пункта 3) следует утверждение теоремы.

 

Заключение

         Итак, в настоящей работе изучена возможность доказательства теорем В.В. Козлова о существовании пределов функций распределения для динамических систем, моделирующих бесстолкновительную сплошную среду при других условиях на принадлежность функций некоторому классу. Мы рассмотрели случай, когда функция распределения  представляется в виде f(x,w)=d(x)h(w), где h(w) интегрируемая по Лебегу функция. Это соответствует тому, что все частицы в начальный момент времени находятся в одной точке. Для этого случая мы доказали обе теоремы В.В. Козлова с дополнительным условием во второй теореме, что h(w) ограниченная функция. Таким образом, при вышеперечисленных условиях справедливы равенства:

                  ,

                  .

В силу линейности можно считать, что допустимы также функции вида , где  интегрируемые по Лебегу функции.

         Целью проведенного исследования было расширение класса функций, для которых были доказаны исходные теоремы о диффузии. Важной задачей является также расширение класса динамических систем, для которых функции распределения имеют предел при . Эти вопросы будут рассмотрены в дальнейшем.

 

Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 05-01-00642

 

 

Литература

 

1. Боголюбов Н.Н. Проблемы динамической теории в статистической физике. М.-Л.: ГИТТЛ, 1946.

2. Балеску Р. Равновесная и неравновесная статистическая механика. М.: Мир, 1978.

3. Больцман Л. Лекции по теории газов. М.: Гостехиздат, 1956.

4. Козлов В.В. Тепловое равновесие по Гиббсу и Пуанкаре. Москва-Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2002.

5. Пуанкаре А. Замечания о кинетической теории газов. Избранные труды, т. III. М.: Наука, 1974.