В четвертой главе описана
концептуально-логическая модель системы дифференцированного обучения на базе Интернет.Задачи системы дифференцированного обучения
В соответствии с общей методологией решения больших задач следует на основе анализа основной задачи выделить составляющие ее подзадачи. Для решения основной задачи - обеспечить качественное дифференцированное (индивидуальное) обучение - такими подзадачами будут:
Руководство системы разрабатывает политику образовательной деятельности: открывает специальности и специализации, готовит для них учебные программы, определяет перечень учебных требований к курсам обучения, строит учебные планы для каждой программы, ведет работу с разработчиками курсов, организует процесс обучения в соответствии с учебными планами.
Преподаватель - разработчик курса закладывает свои знания в курс. При этом следует выделить собственно знания - фактический учебный материал - и его авторскую методику преподавания, педагогические навыки и приемы.
Студент изучает курс в индивидуальном режиме, выбирая для себя оптимальные пути изучения, степень детализации, следуя собственному темпу работы.
Преподаватель, сопровождающий курс (тьютор), причем неважно, будет ли это реальный преподаватель или виртуальный преподаватель, должен иметь возможность контролировать процесс изучения курса для каждого студента и при необходимости оказывать помощь или давать совет. Тьютор также может проводить общий анализ состояния дел в изучении конкретного курса.
Для преподавателя-разработчика курса и руководства важно проанализировать процесс обучения в целом по курсу, по циклу курсов, программе, оценить его динамику, выявить возможные проблемы.
В системе дифференцированного обучения могут работать следующие группы пользователей (система будет поддерживать санкционированный доступ к своим ресурсам в соответствии с полномочиями каждой группы):
Проектирование системы дифференцированного обучения
Рассматриваются современные подходы и методы моделирования информационных систем и строится концептуально -логическая модель системы дифференцированного обучения на базе Интернет.
Проведем анализ системы дифференцированного обучения, придерживаясь принципов объектно-ориентированного подхода. Для этого выделим основные классы объектов, события, которые могут произойти в системе, и методы обработки событий для классов. Выделим в модели два вида классов объектов: обеспечивающие процесс обучения и действующие в процессе обучения и представляющие пользователей системы.
В соответствие с KFS-моделью учебного курса основным объектом в системе будет учебный элемент (блок).
Для учебного элемента определены следующие атрибуты:
- название;
- выходное (целевое) знание;
- ссылка на элемент-родитель из вышестоящего слоя;
- учебный материал;
- входной контроль;
- выходной контроль;
- рекомендованная длительность изучения;
- дата создания,
- дата последней корректировки;
- комментарий;
- создание нового учебного элемента;
- удаление учебного блока;
- подключение учебного материала;
- проверка входных знаний (вызывается процедура входного контроля для этого блока);
- проверка выходных знаний (вызывается процедура выходного контроля для этого блока);
- детализация, по умолчанию проверяется наличие следующего слоя у курса, если его нет, происходит событие "порождение нового слоя", иначе происходит переход на новый слой и событие "создание нового учебного элемента".
Учебные элементы входят в состав объекта - контейнера - слой учебного курса, который имеет следующие свойства:
- порождение нового слоя;
- установление информационных связей между составляющими слой элементами;
- удаление информационных связей;
- анализ графа, отображающего структуру слоя ;
- построение путей изучения в слое (вариантов учебных планов);
- анализ учебных планов.
Слои учебного курса составляют объект-контейнер учебный курс, который имеет следующие атрибуты:
Концептуально-логическая модель учебного курса представлена на рис.6.
- создание учебного курса, который приводит к событию "создание нулевого слоя" с единственным учебным элементом, содержащим в качестве учебного материала описание курса и его программу;
- удаление учебного курса;
- аттестация учебного курса.
Фрактальный характер KFS-модели представления знаний наглядно демонстрируется при переходе с уровня учебного курса на следующий уровень - в данном случае всей системы дифференцированного обучения.
Для организации работы и управления системой дифференцированного обучения используется та же KFS-модель, а разработчиками такой модели в данном случае является руководство системы обучения. Роль учебных элементов выполняют либо циклы предметов на верхних слоях детализации системы, либо отдельные курсы, дальнейшая детализация нецелесообразна, но возможен переход в систему высшего уровня.
Информационные связи между элементами указывают порядок изучения курсов. Входной контроль определяется руководством системы и носит обычно организационный характер, и выходной контроль является аттестацией курса, процедуру которой определяет руководство. Полученные пути изучения представляют собой конкретные учебные программы.Очевидно, что граф для этой модели не будет особенно сложным, и руководство вправе рассматривать отдельные курсы и формировать из них программы, но подобная организация существенно систематизирует работу всей системы дифференцированного обучения.