Архитектура системы дифференцированного обучения, основанная на описанной концептуально-логической модели должна определять основные компоненты программно-инструментальной системы дифференцированного обучения, ориентированные на разные категории пользователей: разработчиков курсов, студентов, преподавателей, сопровождающих курс, администрацию. При этом должно формироваться единое информационное пространство деятельности учебного заведения, в котором будут проходить все этапы учебного процесса. Очевидно, что работа носит распределенный характер и, следовательно, основой работы является распределенная обработка данных.
Архитектура системы дифференцированного обучения
Распределенная обработка данных реализуется в компьютерных сетях и требует определенной дисциплины взаимодействия. В настоящее время общепринятым стандартом такого взаимодействия стала технология клиент-сервер. В работе приводится анализ этой технологии, рассматриваются модели файл -сервера, удаленного доступа, сервера баз данных и сервера приложений. Для системы дифференцированного обучения через Интернет обосновывается выбор модели сервера приложений, роль которого играет сервер баз данных.
Общая схема работы всех групп пользователей системы дифференцированного обучения с трехзвенной архитектурой "клиент - сервер" представлена на рис. 7.
Технология Интернет-обучения должна обеспечивать возможность работать с любого рабочего места, подключенного к Интернет. Программа - клиент должна предъявлять минимальные требования к оборудованию и оснащению рабочего места пользователя системы.
Поэтому в качестве программы-клиента в системе работает стандартный Интернет -браузер, сервер приложений обеспечивает формирование запросов к серверу баз данных и обработку результатов, а сервер баз данных обеспечивает надежное хранение разнородной информации, поддерживая целостность данных. Основой для реализации системы служит именно сервер базы данных.
Рассмотрим программные средства реализации концептуально-логической модели системы дифференцированного обучения.
Для реализации концептуально-логической модели системы дифференцированного обучения через Интернет-сервер баз данных должен выполнять следующие функции: работать с языком запросов SQL; поддерживать хранение сложных объектов, а не только атомарные значения; обеспечивать надежность хранения и целостность данных в соответствии с заложенными в саму базу данных правилами; обеспечивать доступ к информации об объекте за весь период его существования. Кроме того, немаловажным качеством для технологии обучения является открытость и доступность для потенциальных пользователей системы.
Таким требованиям отвечает реляционная или постреляционная система управления базами данных.
Для реализации сервера базы данных системы дифференцированного Интернет - обучения была выбрана постреляционная система управления базами данных Postgres. Она позволяет эффективно реализовать концептуально-логическую модель данных системы.
В работе приводятся структуры баз данных системы дифференцированного обучения на базе Интернет.
Сервер приложений системы дифференцированного обучения
Сервер приложений должен обеспечить эффективную реализацию методов концептуально-логической модели системы дифференцированного обучения через Интернет. Эти операции можно свести к формированию соответствующих запросов к базе данных и обработки их результатов. В работе приводится краткий анализ имеющихся средств, обеспечивающих такое взаимодействие и обосновывается выбор в качестве средства разработки сервера приложений скрипт-языка PHP.
Приводится описание отдельных
подсистем системы дифференцированного обучения,
в том числе системы формирования тестов on-line,
системы работы с личной библиотекой учебных
материалов преподавателя и программы создания
автономной CD-версии Интернет -курса,
разработанного в системе.
Рис. 7. Архитектура системы дифференцированного
обучения.