Общая характеристика работы

Предметом исследований в настоящей работе являются методы и средства структуризации учебного материала при компьютерном обучении, построение методик формальной оценки усвоения знаний и формирование на их основе как индивидуального, так и группового процессов обучения.

Актуальность работы определяется, с одной стороны, быстрым развитием информационных технологий (ИТ) и целесообразностью их эффективного применения в процессе обучения и для организации обучения; с другой стороны, отсутствием соответствующих подходов, методик и современных инструментальных средств для научного обоснования и создания современной технологии обучения.

Целью работы является создание методологии дифференцированного обучения на основе современных информационных технологий, включающей модели, методы, технологию и инструментальные средства для формирования электронных учебных курсов и организации процесса обучения.

Методами и средствами исследования являются системный анализ, математическое моделирование, информационное моделирование данных и знаний, объектно-ориентированный подход к проектированию и программированию.

Научная новизна.

    1. Проблема обучения рассматривается как часть более общей проблемы получения, структурирования, передачи и преобразования знаний, что позволяет применить в области образования научные методы, основанные на системном анализе и математическом моделировании.
    2. Предложен методический подход к построению оригинальной технологии дифференцированного обучения на основе моделирования и структурирования учебного материала и его передачи посредством современных телекоммуникаций.
    3. Сформулированы методические принципы построения современной технологии дифференцированного обучения на основе информационных технологий, включающие:
  • общую концепцию построения технологии дифференцированного обучения, базирующуюся на разработке математической модели представления учебного материала, выборе альтернативных путей обучения в рамках учебного курса и управлении процессом обучения;
  • принципы построения адаптивных учебных курсов, основанные на реализации элементов математической модели (потоков знаний в учебном курсе) в виде соответствующих блоков и связей между ними;
  • архитектуру системы дифференцированного обучения через Интернет, основанную на предлагаемой технологии дифференцированного обучения. Разработаны методы проектирования программно-инструментальной системы дифференцированного обучения, предусматривающие интеграцию разнородных элементов, послойное представление знаний с возможностью их детализации или агрегирования и дружественный по отношению к пользователю адаптивный интерфейс, настраиваемый в зависимости от категории пользователей.

На защиту выносятся:

  1. Методология дифференцированного обучения на основе современных информационных технологий, состоящая из математических моделей представления учебного материала, методик формализованной оценки знаний и формируемой на их основе модели процессов изучения.
  2. Конструктор адаптивных учебных курсов, разработанный на основе математических моделей дифференцированного обучения.
  3. Система дифференцированного Интернет - обучения, основанная на предложенной методологии.

Основные научные и практические результаты.

Выполненная работа является вкладом в развитие научного направления, связанного с получением, структурированием, передачей и преобразованием знаний и решением актуальной научно-практической проблемы - моделирования, проектирования и разработки системы дифференцированного обучения с использованием современных телекоммуникаций и информационных технологий.

Практическая ценность.

Разработана система дифференцированного обучения с использованием современных телекоммуникаций и информационных технологий для организации обучения в учебных заведениях и учебных центрах России. На разработку курсов в системе дифференцированного обучения получен грант Информационного Агентства правительства США. Система дифференцированного обучения обеспечивает учебный процесс в институте бизнеса и международного менеджмента Иркутского государственного университета. В системе разработаны 12 учебных курсов, каждый из которых имеет несколько версий, по которым ведется обучение. Учебная программа курса "Информационные технологии в управлении", разработанная автором, заняла 3 место во Всероссийском конкурсе учебных программ 2000 года.

Апробация.

Основные результаты обсуждались на конференциях и семинарах:

Публикации.

По теме диссертации опубликовано 27 работ, в том числе монография. Публикации отражают все основные результаты диссертационной работы.

Объем и структура работы.

Работа содержит 186 страниц, в том числе 155 страниц основного текста, иллюстрированного 44 рисунками и состоит из введения, пяти глав, заключения, перечня литературы и приложений.