Общая характеристика работы
Предметом исследований в настоящей работе являются методы и средства структуризации учебного материала при компьютерном обучении, построение методик формальной оценки усвоения знаний и формирование на их основе как индивидуального, так и группового процессов обучения.
Актуальность работы определяется, с одной стороны, быстрым развитием информационных технологий (ИТ) и целесообразностью их эффективного применения в процессе обучения и для организации обучения; с другой стороны, отсутствием соответствующих подходов, методик и современных инструментальных средств для научного обоснования и создания современной технологии обучения.
Целью работы является создание методологии дифференцированного обучения на основе современных информационных технологий, включающей модели, методы, технологию и инструментальные средства для формирования электронных учебных курсов и организации процесса обучения.
Методами и средствами исследования являются системный анализ, математическое моделирование, информационное моделирование данных и знаний, объектно-ориентированный подход к проектированию и программированию.
Научная новизна.
- общую концепцию построения технологии дифференцированного обучения, базирующуюся на разработке математической модели представления учебного материала, выборе альтернативных путей обучения в рамках учебного курса и управлении процессом обучения;
- принципы построения адаптивных учебных курсов, основанные на реализации элементов математической модели (потоков знаний в учебном курсе) в виде соответствующих блоков и связей между ними;
- архитектуру системы дифференцированного обучения через Интернет, основанную на предлагаемой технологии дифференцированного обучения. Разработаны методы проектирования программно-инструментальной системы дифференцированного обучения, предусматривающие интеграцию разнородных элементов, послойное представление знаний с возможностью их детализации или агрегирования и дружественный по отношению к пользователю адаптивный интерфейс, настраиваемый в зависимости от категории пользователей.
На защиту выносятся:
Основные научные и практические результаты.
Выполненная работа является вкладом в развитие научного направления, связанного с получением, структурированием, передачей и преобразованием знаний и решением актуальной научно-практической проблемы - моделирования, проектирования и разработки системы дифференцированного обучения с использованием современных телекоммуникаций и информационных технологий.
Практическая ценность.
Разработана система дифференцированного обучения с использованием современных телекоммуникаций и информационных технологий для организации обучения в учебных заведениях и учебных центрах России. На разработку курсов в системе дифференцированного обучения получен грант Информационного Агентства правительства США. Система дифференцированного обучения обеспечивает учебный процесс в институте бизнеса и международного менеджмента Иркутского государственного университета. В системе разработаны 12 учебных курсов, каждый из которых имеет несколько версий, по которым ведется обучение. Учебная программа курса "Информационные технологии в управлении", разработанная автором, заняла 3 место во Всероссийском конкурсе учебных программ 2000 года.
Апробация.
Основные результаты обсуждались на конференциях и семинарах:
Публикации.
По теме диссертации опубликовано 27 работ, в том числе монография. Публикации отражают все основные результаты диссертационной работы.
Объем и структура работы.
Работа содержит 186 страниц, в том числе 155 страниц основного текста, иллюстрированного 44 рисунками и состоит из введения, пяти глав, заключения, перечня литературы и приложений.