Соглашение о предоставлении субсидии 14.604.21.0092 от 08.07.2014
Тема проекта: Разработка программного обеспечения для моделирования аэродинамических и аэроакустических характеристик винта вертолета на суперкомпьютерах
Этап 2: 01.01.2015 г. - 30.06.2015 г.
Теоретические исследования поставленных перед ПНИ задач
Основные полученные результаты
В ходе выполнения проекта по Соглашению о предоставлении субсидии от 08 июля 2014 г № 14.604.21.0092 с Минобрнауки России в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» на этапе № 2 в период с 01 января по 30 июня 2015 года выполнялись следующие работы:
- разработана математическая модель, позволяющая получить аэродинамические и акустические характеристики винта вертолета при различных режимах полета, и проведены ее теоретические исследования;
- адаптированы существующие численные методы для проведения расчетов на неструктурированных сетках с использованием разработанной модели;
- разработан эффективный параллельный алгоритм, реализующий расчеты по разработанной математической модели и адаптированным численным методам;
- разработаны Программа и методики экспериментальных исследований прототипа проблемно-ориентированного программного комплекса NOISEtte.Rotor;
- выбрана, обоснована и описана промышленно-ориентированная задача по расчету аэродинамических характеристик винта для валидации прототипа проблемно-ориентированного программного комплекса NOISEtte.Rotor, реализующего разработанную численную методику;
- определена оптимальная конфигурация распределения ресурсов суперкомпьютера для работы параллельного алгоритма расчетов аэродинамических и акустических характеристик винта вертолета.
По итогам выполненной работы можно сделать следующие выводы.
- Разработана математическая модель аэродинамического обтекания винта вертолёта на основе газодинамических уравнений Эйлера (без учёта вязкости) и Навье-Стокса (с учётом вязкости), записанных в инерциальной и неинерциальной системах координат, обеспечивающая возможность проведения расчёта течения, индуцируемого вращением винта вертолёта как в режиме зависания, так и в режиме обтекания внешним потоком. Численная реализация данной модели может быть использована для расчетов на многоблочных скользящих сетках для совместного решения инерциальной и неинерциальной систем газодинамических уравнений. Построенная модель удовлетворяет требованию ТЗ 4.1.2.
- Проведена адаптация численного метода обеспечивающего второй порядок точности на произвольной неструктурированной сетке и 5-ый порядок на трансляционно-симметрической сетке для решения задач на скользящих сетках. Полученная модификация численного метода может быть использована для расчёта аэродинамических и аэроакустических характеристик винта вертолёта. Адаптация проведена с сохранением свойства повышенной точности схемы на неструктурированной сетке в соответствии с пунктами ТЗ 4.1.3, 4.1.4.
- Для расчетов с использованием предложенных численного метода и моделей разработан гибридный двухуровневый параллельный алгоритм, учитывающий специфику расчета на многоблочных скользящих неструктурированных сетках.
Разработанный параллельный алгоритм позволяет эффективно задействовать в расчете ресурсы современных суперкомпьютеров, имеющих множество многопроцессорных вычислительных модулей, что соответствует пунктам ТЗ 4.1.5, 4.1.6.
- Разработана Программа и методики экспериментальных исследований прототипа проблемно-ориентированного программного комплекса NOISEtte.Rotor. Экспериментальные исследования, позволяющие проверить работоспособность прототипа проблемно-ориентированного программного комплекса NOISEtte.Rotor, а также его соответствие требованиям ТЗ, будут проводиться на основе расчета модельной задачи о вращении двухлопастного ротора с эллиптическими в сечении лопастями.
- Для валидации проблемно-ориентированного программного комплекса NOISEtte.Rotor выбрана промышленно-ориентированная задача обтекания перспективного скоростного винта (ПСВ) «ПСВ/092/#1» вертолета с полным спектром экспериментально подтвержденных аэродинамических характеристик. В результате тесного взаимодействия с индустриальным партнером сформирован набор необходимых параметров и аэродинамических характеристик задачи. Индустриальным партнером предоставлены все необходимые данные по результатам экспериментов для проведения валидации программного комплекса NOISEtte.Rotor.
- Определена оптимальная конфигурация распределения ресурсов суперкомпьютера для работы параллельного алгоритма расчетов аэродинамических и акустических характеристик винта вертолета. Оценки необходимых ресурсов проведены для различных компоновок (рулевого винт, несущий винт и фюзеляж) и вычислительных ресурсов, имеющихся в наличии.
Все работы, заявленные в Плане-графике исполнения обязательств по второму этапу ПНИ, выполнены полностью.
Все работы второго этапа выполнены на уровне, соответствующем современным мировым достижениям.
Предложенная реализованная оригинальная численная методика с аппроксимацией высокого порядка точности на гибридных неструктурированных многоблочных сетках представлена впервые и не имеет аналогов.
Внедрения в промышленность в ПНИ на втором этапе не предусматривается.
При выполнении ПНИ использовался накопленный опыт участников проекта и ранее созданные ими разработки.
|