1 Для программы, доказывающей теоремы, «начальная запись»— это аксиома или уже доказанная теорема; для программы, обучающейся распознаванию,— это элементарный признак и т. д. долговременная память у А и А' общая. В начальный момент работы блока А' его внимание то же, что было у А,—только задача иная. Затем внимание А' загружается новыми фактами, а не относящиеся к 3 факты, находящиеся в нем, выбрасываются. Внимание же блока А остается нетронутым, так что, если возможна параллельная работа блоков А и А', она будет производиться;

2 Т. е. задает автомату памяти соответствующий режим поиска. Алгоритм поиска (устройство автомата) описан в 3.

3 Смысл слова «обещает» будет уточнен в п. 3.3.

4 Заметим, что эта статистика зависит от степени обобщения оцениваемого факта. Следовательно, ценность факта будет зависеть как от внешнего опыта, так и от проделанной «внутренней работы» по отысканию полезных обобщений.

5 При сопоставлении предлагаемых ниже механизмов с результатами самонаблюдения, по видимому, разумно считать, что последовательность действий (как внешних, так и внутренних), совершаемых человеком сознательно, и обстоятельства, на которые он при этом обращает внимание, аналогичны последовательности действий активных блоков и потоку записей, проходящих через внимание системы.

6 Надзадача задачи А — это такая задача В, для которой в краевом сознании существует последовательность подзадач, приводящая к А.

7 Попытки удовлетворения потребностей порознь противоречат, конечно, тому, что животное хотело бы их все удовлетворить одновременно, и в принципе автомат, вычисляющий ценности подзадач какой-нибудь потребности, должен был бы учитывать и все остальные потребности, так, чтобы для исполнения выбирались действия, полезные для удовлетворения «в среднем» всей совокупности потребностей. Однако даже в столь сложных системах, как человек, это пожелание не удается реализовать полностью, и поведение определяется механизмом, называемым иногда принципом доминанты [7].

8 Может показаться, что данное определение необработанного факта противоречит нашему внутреннему опыту: воспоминания не имеют такого вида. Однако ниже будет показано, что в модели необработанные факты редко используются при решении каких-либо задач. Можно думать, что обращение внимания на такие факты, их вспоминание, соответствует относительно редким у большинства взрослых людей случаям, про которые говорится: «вспомнил — как будто наяву увидел». В некоторых из таких ярких воспоминаний воспроизводится не только окружающая обстановка, но и наши стремления и наши действия с их результатами.

9 Для планирования длинных цепочек действий созданы сложные системы, такие как STRIPS [9] и LAWALY [10]. Поскольку блок, решая задачу 3*, снова может строить цепочку, принцип двухшагового планирования в действительности не ограничивает глубину плана.