Проектно-баллистический анализ КА с ЭРД для полетов к Меркурию
|
Т сут |
Тс |
V¥ км/с |
М0 кг |
TА Сут |
MТ кг |
nА |
t ст. |
МЗС кг |
MК Кг |
МПГ кг |
425 |
10.6.2001 |
4.464 |
4343 |
425 |
1129 |
1 |
53 |
147 |
3067 |
720 |
450 |
05.6.2001 |
4.122 |
4570 |
450 |
1193 |
1 |
56 |
154 |
3223 |
862 |
480 |
25.5.2001 |
3.802 |
4791 |
472.2 |
1298 |
2 |
58 |
160 |
3333 |
949 |
510 |
05.5.2001 |
3.496 |
4985 |
506.7 |
1343 |
2 |
61 |
167 |
3475 |
1083 |
550 |
15.4.2001 |
3.296 |
5106 |
522.5 |
1380 |
3 |
63 |
171 |
3555 |
1153 |
600 |
15.4.2001 |
3.245 |
5136 |
524.3 |
1382 |
4 |
64 |
172 |
3578 |
1175 |
660 |
10.3.2001 |
2.947 |
5307 |
558 |
1474 |
4 |
66 |
176 |
3657 |
1235 |
700 |
1.2.2001 |
2.689 |
5445 |
602.5 |
1593 |
5 |
66 |
177 |
3675 |
1229 |
710 |
10.1.2001 |
2.463 |
5558 |
640.1 |
1688 |
5 |
67 |
178 |
3692 |
1227 |
Таблица 2
Проектно-баллистические
характеристики траекторий полета к Меркурию.
СЭУ, ESA-XX с номинальной тягой Р=100.8 г и РУД=5419 с.
Т сут |
Тс |
V¥ км/с |
М0 Кг |
TА Сут |
MТ кг |
nА |
t сут. |
МЗС кг |
MК Кг |
МПГ Кг |
|
|
550 |
13.7.2001 |
3.219 |
5152 |
550 |
1452 |
1 |
62 |
170 |
3530 |
1114 |
|
|
600 |
17.6.2001 |
2.376 |
5599 |
600 |
1571 |
1 |
68 |
185 |
3843 |
1400 |
|
|
650 |
13.5.2001 |
1.790 |
5845 |
650 |
1679 |
1 |
71 |
192 |
3974 |
1508 |
|
|
710 |
13.4.2001 |
1.331 |
5994 |
683.3 |
1752 |
3 |
73 |
195 |
4047 |
1566 |
|
|
785 |
24.1.2001 |
0.693 |
6132 |
743.1 |
1860 |
3 |
75 |
197 |
4075 |
1572 |
|
|
800 |
25.1.2001 |
0.741 |
6124 |
733.6 |
1845 |
4 |
75 |
197 |
4087 |
1587 |
|
|
|
|
|||||||||||
Рис.1. Масса КА в момент выхода на орбиту спутника Mеркурия (нижняя) и на момент входа в грависферу Меркурия (верхняя кривая) |
Рис.2. Масса полезного груза на орбите спутника Меркурия. Удельная масса СЭУ 34 кг/кВт (нижняя), 16 кг/кВт (средняя ), 11 кг/кВт (верхняя кривая) |
|||||||||||
|
|
Рис.3. Величина импульса скорости ХРБ |
Рис.4. Расходуемая масса ксенона. |
Таблица 3
Масса полезного груза, доставляемого к Меркурию как функция времени перелета и удельной массы СЭУ
Т, сут |
МПГ1, кг |
МПГ2, кг |
МПГ3, кг |
MДУ, кг |
MБ, кг |
425 |
907 |
1537 |
1711 |
683 |
226 |
450 |
1056 |
1686 |
1861 |
697 |
240 |
480 |
1160 |
1790 |
1965 |
708 |
252 |
510 |
1290 |
1920 |
2096 |
725 |
269 |
550 |
1369 |
1998 |
2173 |
733 |
276 |
600 |
1634 |
2263 |
2438 |
771 |
314 |
650 |
1749 |
2379 |
2554 |
793 |
336 |
710 |
1810 |
2440 |
2615 |
807 |
351 |
785 |
1819 |
2448 |
2623 |
829 |
372 |
800 |
1828 |
2458 |
2633 |
826 |
369 |
gЭУ[кг/kвт] |
34 |
16 |
11 |
|
|
На рис. 1-4 в виде графиков показан ряд
характеристик как функции продолжительности перелета по трассе Земля-Меркурий.
В таблице 3 для разных продолжительностей перелета представлены массовые
характеристики КА для разных значений исходных данных по удельной массе gЭУ.
На рис. 5 представлена зависимость конечной массы КА от времени полета к Меркурию для двух семейств траекторий перелета. Из рисунка видно, что при временах полета больших 550 суток более выгодными оказываются траектории полета соответствующие таблице 2.
Рис. 5. Масса КА [кг], доставляемая на орбиту спутника Меркурия.
На рис 6 и 8 показаны проекции на плоскость эклиптики траекторий перелета соответственно для времени перелета Т=660 суток (таб. 1) и Т=650 суток (таб. 2). Ось Х направлена в точку весеннего равноденствия. В правой верхней части рисунка сверх вниз представлены: величина реактивного ускорения в [мм/с2] в начальный момент работы ЭРД, далее на момент конца гелиоцентрического участка траектории:
· время полета к Меркурию в [сутках],
· величина реактивного ускорения в [мм/с2],
· расстояние КА от Солнца в [АЕ],
· угловая дальность полета аппарата в [град],
· расстояние КА от плоскости эклиптики в [АЕ],
· величина наклонения мгновенной плоскости полета аппарата в [град],
· относительная масса КА (за единицу принята величина М0),
· время активного полета в [сутках],
· величина характеристической скорости в [км/с],
· количество активных участков, количество пассивных участков.
В правой нижней части рисунка представлены элементы орбиты Меркурия: наклонение, долгота восходящего узла, аргумент перицентра, фокальный параметр и эксцентриситет.
Внизу рисунка представлены следующие параметры:
· величина гиперболического избытка скорости, сообщаемая ХРБ в [км/с],
· масса КА после отделения ХРБ в [кг],
· дата старта и дата подлета к Меркурию,
· масса КА на момент подлета к Меркурию в [кг],
· величина номинальной тяги ЭРДУ в [г]
· величина удельной тяги в [с].
На рис. 7 и 9 представлены оптимальные программы управления вектором реактивной тяги на гелиоцентрическом участке полета, соответственно для траекторий изображенных на рис. 6 ,и 8:
· P(t) – величина реактивной тяги,
· A(t) – угол между вектором тяги и нормалью к мгновенной плоскостью траектории КА,
· B(t) – угол между проекцией вектора тяги на мгновенную плоскость орбиты и радиус-вектором Солнце – КА,
· dd(t) – функция включения-выключения двигателя (если dd>0, то двигатель включен; dd<0 соответствует пассивному участку).
Из представленных результатов видно, с увеличением времени перелета с 425 до 800 суток –
Конечная масса КА растет с 3067 кг до 4087 кг.
· Масса полезной нагрузки растет с 720 кг до 1587 кг.
· Оптимальное значение импульса скорости ХРБ уменьшается от 4.1 до 3.25 км/с и менее максимально возможного (4.24 км/с). Величина расходуемого топлива ХРБ значительна. Она уменьшается от 14600 кг до 12825 кг.
· Оптимальная величина гиперболического избытка скорости уменьшается от 4.46 км/с до 0.7 км/ с.
· Увеличивается масса КА на выходе из грависферы Земли с 4343 до 6124 кг.
· Время работы ЭРДУ увеличивается от 425 до 740 суток. Отметим, что такое время превышает ресурс работы двигателей. Для оценок массовых характеристик при расчетах принимается, что число двигателей двигательной установки превышает минимально необходимое для создания рассматриваемой тяги чаще всего в два раза.
· Требуемая масса ксенона увеличивается от 1276 кг до 2042 кг. Это связано с тем, что с увеличением времени перелета уменьшается роль ХРБ и увеличивается роль ЭРДУ.
Рис. 6. Траектория
перелета Земля-Меркурий длительностью Т=660 суток.
Рис. 7. Программа управления вектором реактивной тяги (Т=660 суток)
Рис. 8. Траектория перелета Земля-Меркурий длительностью Т=650 суток.
Рис. 9. Программа управления вектором реактивной тяги (Т=660 суток)
Таблица 5
Характеристики КА как функции удельной тяги ЭРДУ.
СЭУ, ESA-XX с номинальной тягой Р=100.8 г, Т=550 суток
PУД Сек |
DV м/с |
MТ1 Кг |
V¥ м/с |
М0 Кг |
MДУ кг |
MТ кг |
MБ кг |
МК кг |
MПГ кг |
4500 |
3679 |
13781 |
3189 |
5169 |
737 |
1625 |
325 |
3214 |
1351 |
5419 |
3709 |
13844 |
3296 |
5106 |
733 |
1380 |
276 |
3378 |
1369 |
6000 |
3734 |
13897 |
3384 |
5053 |
734 |
1239 |
248 |
3493 |
1346 |
6500 |
3744 |
13917 |
3417 |
5033 |
746 |
1152 |
231 |
3641 |
1295 |
Из таблицы 5 видно, что с увеличением удельной тяги с 4500 с до 6500 с оптимальные значения изменяются следующим образом:
· импульс скорости ХРБ увеличивается с 3679 до 3744 с;
· заправка ХРБ увеличивается с 13780 до 13920 кг;
· начальная масса КА с ЭРД уменьшается с 5169 до 5033 кг;
· величина расхода массы ксенона уменьшается с 1625 до 1152 кг;
· масса КА в окрестности Меркурия увеличивается с 3214 до 3641 кг.
Зависимость массы полезной нагрузки от удельной тяги можно анализировать по последнему столбцу табл. 5 (gЭУ = 34 кг/кВт) и по табл. 6 и рис 10.
В табл.6 для трех рассматриваемых значений удельной массы ЭУ приведены максимальные значения массы полезной нагрузки MПГ, а также масса энергетической установки MЭУ, начальная электрическая мощность N0, конечная электрическая мощность NК, масса преобразователя электрической мощности MПР. Из представленных результатов видна не монотонная зависимость массы полезной нагрузки от удельной тяги, откуда следует существование оптимального значения для удельных масс энергетической установки gЭУ = 34 кг/кВт и 16 кг/кВт.
Таблица 6
Характеристики КА как функции удельной тяги ЭРДУ для разных gЭУ .
СЭУ, ESA-XX с номинальной тягой Р=100.8 г, Т=550 суток
PУД С |
MПГ1 кг |
MЭУ 1 кг |
N0 1 квт |
NК 1 квт |
MПР кг |
MЭУ2 кг |
MПГ2 Кг |
MЭУ3 Кг |
MПГ3 кг |
4500 |
1351 |
1022 |
30.0 |
55.1 |
275 |
481 |
1892 |
331 |
2041 |
5419 |
1369 |
1190 |
35.0 |
64.2 |
321 |
560 |
1998 |
385 |
2173 |
6000 |
1346 |
1299 |
38.2 |
70.0 |
350 |
611 |
2034 |
420 |
2225 |
6500 |
1295 |
1406 |
41.4 |
75.8 |
379 |
662 |
2039 |
455 |
2246 |
gэу кг/квт |
34 |
34 |
34 |
34 |
34 |
16 |
16 |
11 |
11 |
Рис. 10. Зависимость массы полезного груза от удельной тяги ЭРДУ
На рис. 10 приведена зависимость массы полезной нагрузки как функции удельной тяги для двух значений удельной массы энергетической установки (gЭУ=34 кг/кВт и 16 кг/кВт) и времени перелета в окрестность Меркурия 550 суток. Для gЭУ = 34 кг/кВт оптимальное значение удельной тяги находится в диапазоне 5300 - 5500 с, а gЭУ =16 кг/ кВт – в диапазоне 6200 - 6500 с. Для gN = 11 кг/кВт оптимальное значение удельной тяги более 6500 с.
Данные следующих двух табл. 7 и 8, а также рис 12 и 13 дают возможность рассмотреть аналогичные зависимости для более быстрой экспедиции продолжительностью T = 480 суток.
Качественно характер зависимостей не изменился. На рис. 11 и 12 приведены зависимости массы полезной нагрузки как функции удельной тяги для двух значений удельной массы энергетической установки (34 и 16 кг/ кВт ) при времени перелета 480 суток. При удельной массе энергетической установки 34 кг/кВт оптимальное значение удельной тяги, максимизирующее массу полезной нагрузки, около 5100 с. При удельной массе энергетической установки 16 кг/ кВт оптимальное значение удельной тяги больше (около 6000 с).
Таблица 7.
Характеристики КА как функции удельной тяги ЭРДУ.
СЭУ, ESA-XX СЭУ, ESA-XX с номинальной тягой Р=100.8 г, Т=480 суток.
PУД Сек |
DV м/с |
MТ1 кг |
V¥ м/с |
М0 кг |
MДУ кг |
MТ кг |
MБ кг |
МК Кг |
MПГ Кг |
4500 |
3810 |
14052 |
3634 |
4898 |
716 |
1523 |
305 |
3375 |
1202 |
5000 |
3850 |
14132 |
3759 |
4818 |
705 |
1364 |
273 |
3454 |
1216 |
5419 |
3864 |
14159 |
3802 |
4791 |
706 |
1268 |
254 |
3523 |
1209 |
6000 |
3880 |
14192 |
3852 |
4758 |
717 |
1156 |
231 |
3602 |
1152 |
6500 |
3887 |
14204 |
3871 |
4746 |
731 |
1081 |
216 |
3665 |
1093 |
Таблица 8
Характеристики КА как функции удельной тяги ЭРДУ для разных gЭУ. СЭУ, ESA-XX с номинальной тягой Р=100.8 г, Т=480 суток
PУД С |
MПГ1 кг |
MЭУ1 кг |
N0 1 Квт |
NК1 Квт |
MПР кг |
MЭУ2 кг |
MПГ 2 кг |
MЭУ3 Кг |
MПГ3 кг |
4500 |
1202 |
1022 |
30.0 |
55.1 |
275 |
481 |
1743 |
331 |
1893 |
5000 |
1216 |
1098 |
32.3 |
59.2 |
296 |
516 |
1798 |
355 |
1959 |
5419 |
1209 |
1173 |
34.5 |
63.2 |
316 |
552 |
1830 |
380 |
2003 |
6000 |
1152 |
1298 |
38.2 |
70.0 |
350 |
610 |
1839 |
420 |
2030 |
6500 |
1093 |
1406 |
41.4 |
75.8 |
379 |
662 |
1837 |
455 |
2044 |
gэу кг/квт |
34 |
34 |
34 |
34 |
34 |
16 |
16 |
11 |
11 |
Здесь вывод достаточно очевиден: при уменьшении времени перелета оптимальное
значение удельной тяги уменьшается. Для gЭУ=34 кг/кВт: при времени перелета к Меркурию 550 суток оптимальное значение РУД»5400 с, а при Т=480 суток - РУД»5100 с. Для gЭУ=16
кг/кВт: при
времени перелета 550 суток РУД» 6300 с, а
при Т=480 суток оптимальное значение РУД» 6000 с. Для gЭУ =11 кг/кВт: для времени Т=550 суток оптимальное РУД существенно более 6500 с, а
при Т=480 суток оптимальная удельная тяга совсем немного превышает 6500 с.
Важно,
что зависимость массы полезной нагрузки от удельной тяги в районе оптимума
полога и изменение удельной тяги на 500 с от оптимального значения приводит к
потери массы полезной нагрузки всего на 15 кг.
|
|
|
Рис.11. Масса MПГ как функция gЭУ ЭРД. Т=480 суток, gЭУ=34 кг/кВт |
Рис.12.
Масса MПГ как функция gЭУ ЭРД.
Т=480 суток, gЭУ=16 кг/кВт . |
|
Таблица 9
Влияние деградации солнечных батарей на характеристики КА. N0 =35 кВт, gЭУ =34 кг/кВт; ESA-XX с тягой Р=100.8 г, РУД=5419 с; Т=550 сут., старт 15.04.2001.
D %/год |
V¥ м/с |
М0
кг |
ТА
сутки |
МК Кг |
MР кг |
MПГ1 кг |
MПГ2 Кг |
MПГ 3 кг |
3 |
3216 |
5154 |
519.4 |
3761 |
1393 |
1422 |
2043 |
2216 |
5 |
3296 |
5106 |
522.5 |
3726 |
1380 |
1369 |
1998 |
2173 |
Анализ данных табл. 9 дает возможность утверждать, что уменьшение коэффициента деградации с 5 до 3 процентов в год приводит к увеличению массы КА, подлетающего в окрестность Меркурия, на 45 кг (менее одного процента) и к увеличению массы полезной нагрузки на 40 - 50 кг.
Таблица 10
Проектно-баллистические характеристики КА. N0 =35 кВт, gЭУ=34 кг/кВт; ESA-XX с номинальной тягой Р=100.8 г, РУД=5419 с; Т=550 суток, старт 15.04.2001.
r* АЕ |
ТСТ |
DV км/c |
MТ 1 кг |
V¥ м/с |
М0 кг |
TА сут |
MТ кг |
МК Кг |
MПГ 1 Кг |
0.6 |
28.3.2001 |
3464 |
13315 |
2299 |
5635 |
513.2 |
1586 |
4049 |
1671 |
0.7 |
15.4.2001 |
3709 |
13844 |
3296 |
5106 |
522.5 |
1380 |
3726 |
1389 |
0.8 |
30.4.2001 |
4087 |
14589 |
4439 |
4361 |
522.8 |
1146 |
3215 |
925 |
Влияние температурных характеристик ЭУ на характеристики проекта КА. Напомним, что, если расстояние до Солнца более некоторого расстояния r*, то принимается следующий закон изменения мощности: N = N0/r1.7. Если расстояние КА до Солнца менее r*, то располагаемая электрическая мощность считается равной N0/(r*)1.7. В настоящем разделе исследуется влияние на характеристики проекта
величины r*. Рассмотрено три
значения этой величины 0.6 АЕ, 0.7 АЕ и 0.8 АЕ. Результаты исследования сведены
в таблицу 10.
Из данных таблицы 10 следует, что увеличение r* от 0.6 до 0.8 АЕ приводит к следующим изменениям:
· уменьшению массы полезной нагрузки с 1671 до 925 кг;
· увеличению оптимального значения импульса скорости ХРБ с 3464 до 4087 м/с, при этом соответственно увеличивается заправка блока с 13315 до 14589 кг и гиперболический избыток скорости с 2299 до 4439 м/с;
· уменьшению массы ксенона с 1586 до 1146 кг;
· уменьшению массы КА на подлете к Меркурию с 4049 до 3215 кг.
Значения массы ЭРДУ и массы баков для рассматриваемого случая приведены в табл. 11. Там же даны результаты анализа влияния удельной массы энергетической установки на характеристики проекта КА, в частности, на массу полезного груза (2-4-ый столбцы). Видно как увеличивается масса MПГ при уменьшении удельной массы энергетической установки. Масса полезного груза может увеличиться более чем в 2 раза при r* = 0.6 АЕ и в 1.3 при r* = 0.8 АЕ.
Таблица 11
Масса полезного груза как функции r* и удельной массы СЭУ. N0 =35 кВт, gЭУ =34 кг/квт; ESA-XX с номинальной тягой Р=100.8 г, РУД=5419 с; Т=550 суток.
r* АЕ |
MПГ 1, кг |
MПГ 2,кг |
MПГ 3, кг |
MДУ, кг |
MБ, кг |
0.6 |
907 |
2292 |
2465 |
770 |
317 |
0.7 |
1056 |
2010 |
2183 |
729 |
276 |
0.8 |
1160 |
1546 |
1719 |
682 |
229 |
gэу [кг/квт] |
34 |
16 |
11 |
|
|
MЭУ [кг] |
1173 |
552 |
380 |
|
|
Анализ показывает, что параметр - r* существенно влияет на характеристики проекта КА.
Влияние удельной массы ЭУ на характеристики проекта. В таблице 12 показано влияние удельной массы энергетической установки на массу полезного груза (второй - четвертый столбцы таблицы). Видно, что если удельная масса энергетической установки уменьшается с 34 до 16 kg/kW (при этом масса энергетической установки ME уменьшается с 1190 кг до 560 кг), то масса полезной нагрузки может увеличиться в 1.5 - 1.7 раза.
Таблица 12
Масса полезного груза как функция времени полета и удельной массы СЭУ.
ESA-XX с номинальной тягой Р=100.8 г, РУД=5419 с.
Т сут |
MПГ 1 кг |
MПГ 2 кг |
MПГ 3 Кг |
MДУ кг |
MБ кг |
425 |
907 |
1537 |
1711 |
683 |
226 |
450 |
1056 |
1686 |
1861 |
697 |
240 |
480 |
1160 |
1790 |
1965 |
708 |
252 |
510 |
1290 |
1920 |
2096 |
725 |
269 |
550 |
1369 |
1998 |
2173 |
733 |
276 |
600 |
1634 |
2263 |
2438 |
771 |
314 |
650 |
1749 |
2379 |
2554 |
793 |
336 |
710 |
1810 |
2440 |
2615 |
807 |
351 |
785 |
1819 |
2448 |
2623 |
829 |
372 |
800 |
1828 |
2458 |
2633 |
826 |
369 |
gЭУ [кг/квт] |
34 |
16 |
11 |
|
|
MЭУ,[кг] |
1190 |
560 |
385 |
|
|
Таблица 13
Характеристики оптимальных траекторий перелета как функции количества двигателей. gЭУ=34 кг/кВт. ESA-XX с Р=100.8 г, РУД =5419 с. Т=550 суток.
N |
DV м/с |
MТ1 кг |
М0 кг |
MДУ кг |
MТ кг |
MБ кг |
МК кг |
Mпр Кг |
NК квт |
7 |
3454 |
13294 |
5656 |
827 |
1582 |
316 |
4074 |
1388 |
74.9 |
6 |
3709 |
13844 |
5106 |
733 |
1380 |
276 |
3726 |
1190 |
64.1 |
5 |
4062 |
14543 |
4407 |
635 |
1156 |
231 |
3251 |
991 |
53.5 |
Продолжение таблицы 13
N |
N0 квт |
MЭУ 1 кг |
MПГ 1 кг |
MЭУ 2 Кг |
MПГ 2 кг |
MЭУ 3 кг |
MПГ 3 кг |
5 |
29.2 |
991 |
1190 |
467 |
1715 |
321 |
1861 |
6 |
35.0 |
1190 |
1369 |
560 |
1998 |
385 |
2173 |
7 |
40.8 |
1388 |
1424 |
653 |
2159 |
449 |
2363 |
Анализ результатов таблицы показывает, что с увеличением количества двигателей (мощности ЭУ) масса полезного груза увеличивается для всех рассматриваемых значений удельной массы энергетической установки. Оптимальное число двигателей даже в случае, когда удельная масса энергетической установки равна 34 кг/кВт, более 7. При этом оптимальная электрическая мощность ЭУ более 40.8 кВт. Учет ограничений на мощность СЭУ, связанных с ее габаритами, приводят к выводу о целесообразности использования энергетической установки максимально возможной мощности. Для более легких СЭУ этот вывод тем более справедлив и оптимальная величина мощности СЭУ еще более.
Из других выводов анализа последней таблицы отметим, что при увеличении располагаемой мощности СЭУ:
·
уменьшается оптимальная заправки ХРБ с
14500 до 13300 кг (импульс химического разгонного блока уменьшается с 4062 до
3454 м/с);
·
увеличивается величина массы ксенона с 1150
до 1580 кг;
·
увеличивается масса КА в окрестности
Меркурия с 3250 до 4070 кг;
·
увеличивается масса полезного груза,
доставляемого в окрестность Меркурия, с 1190 кг до 1424 кг (при gЭУ= 34
кг/кВт);
·
увеличивается масса энергетической
установки, с 990 кг до почти 1400 кг.
Характер последних двух зависимостей не изменяется при других рассматриваемых значениях удельной массы энергетической установки. Отметим, что сделанные выводы справедливы для рассматриваемых времени перелета 550 суток и номинальной удельной тяги РУД=5419 с и могут измениться для других значений этих характеристик.
Данный раздел посвящен оценке транспортных возможностей КА, использующего комбинацию ХРБ “Фрегат” и электроракетной ступени. Для вывода этой комбинации на низкую околоземную орбиту предполагается использование одного пуска ракеты-носителя “Союз-2”. Задачей исследования являлась оценка массы полезного груза, доставляемого на круговую орбиту спутника Меркурия с высотой H = 500 км и анализ зависимости этой массы от времени выполнения маневра перелета. При этом рассматривалось использование СЭУ с номинальной мощностью на клеммах ЭРД N0=5 квт и стационарных плазменных двигателей. Предполагалось, что в состав ЭРДУ входят четыре двигателя: два основных, один дополнительный и один резервный.
Состав и основные системы КА. На круговую орбиту высотой 240 км помощью РН выводится КА с массой 7700 кг. Массово-энергетические характеристики ХРБ “Фрегат” принимались следующими: конечная масса блока (с фермой-переходником, гарантийными запасами топлива) - 1090 кг; максимальная масса рабочего топлива 5350 кг; удельный импульс 327с; тяга ракетного двигателя 19,6 кН; масса полностью заправленного блока 6530 кг.
После разгона аппарата до требуемой величины гиперболического избытка скорости происходит отделение ХРБ и КА с начальной массой М0 осуществляет дальнейшее движение с помощью ЭРДУ. Фотоэлектрические преобразователи СЭУ рассматривались на основе GaAs/Ge. Ресурс двигателя принимался 360 сут. Масса конструкции ЭРДУ принята 50кг. Остальные массовые характеристики электроракетной ступени аналогичны характеристикам рассмотренным выше.
Таблица 14
Основные характеристики оптимальных
траекторий полета к Меркурию. ЭРДУ с РУД =2500 с и номинальной тягой
22г. СЭУ (N0 СЭУ=6 квт, МСЭУ=120 кг).
Т, сут |
ТСТ |
V¥ км/с |
М0 кг |
TА Сут |
MСФМ Кг |
nА |
t, сут |
МTC kг |
730 |
10.01.2004 |
2.316 |
1482 |
674 |
679 |
4 |
52 |
65 |
770 |
5.01.2004 |
1.952 |
1545 |
673 |
723 |
5 |
56 |
70 |
820 |
30.01.2004 |
2.080 |
1525 |
641 |
737 |
5 |
58 |
71 |
Продолжение таблицы 14
Т сут |
МК кг |
МT кг |
МДУ Кг |
МЭРТМ кг |
МПГ кг |
730 |
614 |
868 |
1153 |
1368 |
14 |
770 |
653 |
892 |
1181 |
1396 |
49 |
820 |
666 |
859 |
1142 |
1357 |
68 |
Рис. 13. Оптимальная траектория перелета Земля-Меркурий за Т=820 суток.
Рис.14. Оптимальная программа управления вектором тяги. Т=820 сут.
На рис. 13 показана проекция на плоскость эклиптики траектории полета к Меркурию для времени перелета Т=820 суток. На рис.14 представлена оптимальная программа управления вектором реактивной тяги на гелиоцентрическом участке полета.
Проведенные исследования показывают, что для принятых исходных дан-ных по проектным параметрам систем ЭРТМ возможна доставка 50-60 кг массы полезного груза на орбиту ИС Меркурия за время перелета 770-820 суток.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Eneev T.M., Konstantinov M.S., Akhmetshin R.Z., Efimov G.B., Fedotov G.G., Petukhov V.G. Mercury-to-Pluto range missions solar-nuclear electric propulsion. Preprint Keldysh Instit. of applied mathematics N 111, 1996.
2. Eneev T.M., Konstantinov M.S., Egorov V.A., Akhmetshin R.Z., Efimov G.B., Fedotov G.G., Petukhov V.G. Some methodical problems of low-thrust trajectory optimization. Preprint Keldysh Instit. of applied mathematics N 110, 1996.
3.
Konstantinov M., Fedotov G. Electric propulsion mission to Mercury. Second
European Spacecraft Propulsion Conference, 27-29 May, 1997 (ESA SP-398, Aug.1997).
4.
Konstantinov M.,
Fedotov G. Estimation of an opportunity of Mercury mission with use of solar
electric propulsion. Paper IAF-97-V.2.09, Turin, Oct., 1997.
5.
Konstantinov
M.S., Fedotov G.G. Transport opportunities of Mercury of mission with use of
launcher “SOYUS” and solar electric propulsion. Paper IAF-98-V.2.09, Melbourne,
Australia, September 28-October 2, 1998.
6. Константинов М.С., Федотов Г.Г. Прогнозирование характеристик КА с электрореактивным двигателем для полета к планете Меркурий. ХХХIII Научные чтения памяти К.Э.Циолковского. Тез. докл. М., ИИЕТ РАН, 1998.
7. Константинов М.С., Федотов Г.Г. Проектирование траекторий перелета к Меркурию КА с электроракетным двигателем. Восьмой Всероссийский съезд по теоретической и прикладной механике. Пермь, 23-29 августа 2001. Екатеринбург, УрО РАН, 2001, c. 351.
8. Меес Ж. Астрономические формулы для калькуляторов. М.: Мир, 1988.