Электронные государственные закупки за рубежом
|
|
|||||
|
|||||
Рис.1. Типовая
модель подготовки и проведения конкурсных торгов.
На рис.1. отображены основные этапы подготовки и проведения конкурсных торгов. Горизонтальными стрелками показаны действия или взаимодействия участников — заказчиков и поставщиков. Наиболее простой путь повышения эффективности действий всех участников торгов — упрощение и автоматизация этих действий с помощью современных информационных технологий.
Сначала рассмотрим потенциальную возможность автоматизации и информатизации этих процессов, а затем приведем реальные примеры — в какой стадии реализации находится этот процесс в разных странах, и с какими проблемами столкнулись разработчики.
1. Подготовка конкурсной документации
На первом шаге самое простое решение — внедрение системы автоматизации документооборота для подготовки конкурсной документации. Но если в пределах организации одного госзаказчика это решает проблему, то для нескольких заказчиков эффективнее было бы унифицировать конкурсные документы. Например, создав прототип документов, состоящий из ключевых полей-шаблонов.
2. Публикация информации о конкурсе
Для публикации такого рода объявлений традиционным считается использование обычных средств массовой информации — газет, журналов, специализированных приложений — которые поставщик должен еще найти и купить. Стоят они недешево, а подойдут ли конкурсные условия поставщику — еще не известно. Автоматизировать процесс поиска подходящих конкурсных торгов поставщику практически невозможно.
Если же параллельно с публикацией в бумажных изданиях разместить объявление в интернете, то это решает почти все проблемы, связанные с доступностью информации о конкурсе. Электронные публикации любой поставщик может просмотреть со своего рабочего места, имея лишь подключение офисного компьютера к интернету. Кроме того, можно настроить поисковую систему, которая будет автоматически отбирать наиболее интересные с точки зрения поставщика конкурсы.
Обычно под публикацией в интернете понимают публикацию на электронной доске объявлений на Web-сайте госзаказчика или в его ведомственном электронном журнале. Повысить эффективность можно за счет, во-первых, централизации места публикации, а, во-вторых, за счет унификации самого объявления о конкурсных торгах. Прототип такого объявления можно заготовить отдельно, и заказчику останется заполнить только ключевые поля-шаблоны.
Если же совместить подготовку документации и подготовку объявления в одной системе подготовки материалов конкурса, то текст объявления можно сгенерировать автоматически, используя информацию из полей конкурсной документации. Заказчику останется только нажать кнопку, позволяющую опубликовать объявление о конкурсе.
3. Предоставление конкурсной документации
Обычно под этим пунктом подразумевается несколько более мелких шагов, из которых следует выделить:
· тиражирование заказчиком подготовленной конкурсной документации;
· получение или даже покупка поставщиком конкурсной документации.
К сожалению для поставщиков, практика продажи конкурсной документации использовалась и используется во многих странах. При этом цена комплекта документов складывается из стоимости его подготовки и стоимости тиражирования. Разработав автоматизированную систему подготовки документов, можно значительно снизить первую составляющую, а выставляя комплект документов в интернет — вторую. Поставщик сам, если ему интересно, перепишет к себе весь комплект конкурсной документации.
4. Разъяснение условий конкурса
На этом этапе чаще всего возникают два типа обстоятельств: либо поставщику что-то непонятно, и он вынужден обращаться к заказчику за разъяснениями, либо сам заказчик принял решение что-то уточнить в условиях конкурса или в комплекте документов.
В первом случае можно эффективно решить проблему с помощью электронной почты, используя систему массовой рассылки электронных писем для ответов экспертов заказчика на вопросы поставщиков по поводу конкурса.
Во втором случае необходимо оперативно оповестить всех участников конкурса, разместив на Web-сайте объявление, уточненные документы и уведомив, например, по электронной почте, всех уже приславших заявки или же включивших себя в список рассылки.
Любой иной вариант проигрывает интернету в скорости и эффективности.
5. Сбор и регистрация конкурсных заявок
Этот этап — один из самых сложных в плане автоматизации. Традиционный комплект документов организация-поставщик отправляет заказчику, проставив на документах подписи и печати, идентифицирующие поставщика. Причем комплект запечатан и не может быть вскрыт раньше времени.
Для отправки документов через интернет разработан механизм, позволяющий идентифицировать подписанта. Это один из типов электронной подписи, получивший собственное имя — "цифровая подпись". Технология цифровой подписи позволяет совершенно однозначно идентифицировать того, кто использовал ее для подписания электронного документа. При этом практически исключена возможность подделки, а прочитать документ сможет только тот, кому он адресован (в нашем случае — организатор конкурсных торгов). Это позволило правительствам некоторых стран принять законодательные акты, позволяющие использовать цифровую подпись наравне с рукописной подписью.
6. Вскрытие конвертов и определение победителя
На этом этапе следует выделить два шага, которые можно оптимизировать за счет автоматизации и использования интернет-технологий:
· отбраковка неверно составленных заявок;
· ранжирование предложений по заданным критериям.
Но при использовании специализированной автоматизированной системы практически исключается сама возможность неправильного заполнения конкурсной документации. А ранжирование предложений или их сопоставление в любом табличном варианте также может быть эффективно реализовано.
В этом случае экспертам госзаказчика остается только творческая составляющая в анализе представленных на конкурс заявок, а вся рутинная часть отходит к автоматизированной системе.
Мы не стали выделять в отдельный пункт мероприятия, связанные с публикацией результатов конкурса в прессе. Отметим лишь, что интернет-публикация результатов значительно превосходит использование "бумажных" средств массовой информации как по оперативности, так и по эффективности.
7. Заключение контракта
Этот этап выходит за рамки организации и проведения конкурсных торгов. Но он непосредственно примыкает к этой процедуре, и, конечно, анализируя возможности повышения эффективности всей процедуры, необходимо рассмотреть и этот этап. Например, Австралия, завершив разработку инфраструктуры электронных госзакупок, в форсированном режиме провела работы по автоматизации процесса заключения и сопровождения контракта [4].
На этом этапе требуется стандартизация и унификация контрактов и сопутствующих документов. Необходимо активное участие юристов, некоторые изменения в законодательной базе и эффективная поддержка средствами автоматизации. При выполнении госконтрактов очень существенным аспектом является прозрачность материалов. И, естественно, наиболее эффективным шагом может быть публикация в интернете текущих отчетных материалов.
Теперь вернемся к началу процедуры проведения конкурсных торгов и рассмотрим успехи различных стран на пути перехода на новую технологическую базу.
Все без исключения страны, вступившие на путь повышения эффективности госзакупок с помощью интернет-технологий, начали с публикации объявлений о предстоящих торгах одновременно в печатных и электронных изданиях.
В США федеральные агентства обязаны публиковать объявления о торгах в Commerce Business Daily, а электронную версию объявления — в интернете.
В Мексике официальные объявления о торгах в системе госзакупок публикуются в Federal Official Gazette и в Compranet, на веб-сайте, посвященном госзакупкам.
В Австралии создано специализированное подразделение, Department of Contract and Management Services (CAMS), публикующее в интернете всю информацию, касающуюся электронных госзакупок (www.contracts.wa.gov.au).
В Аргентине, Канаде, Колумбии, Корее объявления о госторгах в системе госзакупок одновременно публикуются как в «бумажных» средствах массовой информации, так и в интернете. Причем, зачастую, в интернете объявления появляются с заметным опережением бумажной версии, так как отсутствуют задержки, связанные с печатью издания в типографии и др.
Следующие два этапа, связанные с получением конкурсной документации и уточнением условий конкурса, также эффективнее реализуются через интернет. Сразу оговоримся, что не во всех странах конкурсную документацию предоставляют бесплатно. Эта плата, конечно, атавизм, но она незначительна и оперативно осуществляется с помощью кредитных карт.
В Австралии авторы интернет-системы поддержки электронных госзакупок продвинулись, на наш взгляд, достаточно далеко как в техническом плане, так и в понимании преимуществ использования именно современных информационных технологий для общения поставщиков с заказчиками. На том же интернет-сайте, где расположена информация о контрактах, можно найти и скачать себе всю конкурсную документацию. При этом посетителю сайта предоставляется разнообразная помощь, подсказки и возможность задать интересующие вопросы через электронную почту.
Более сложные проблемы возникают на следующих двух этапах — подаче заявок и вскрытии конвертов. Сложность здесь прежде всего связана с необходимостью однозначного определения авторства, конфиденциальностью и полной секретностью до момента вскрытия заявок. На этом этапе в уже созданных и создаваемых в настоящее время национальных системах госзакупок используется технология «цифровой подписи», или элементы инфраструктуры аутентификации — так называемой инфраструктуры открытого ключа PKI (Public Key Infrastructure).
Не будем подробно останавливаться на технологии PKI. Отметим лишь, что для взаимодействия с помощью этой технологии компания-поставщик должна зарегистрироваться в государственном сертификационном центре — некоторой структуре, которой госзаказчики доверяют аутентификацию поставщиков, и которая обеспечивает безопасность и конфиденциальность поданных на конкурс электронных заявок.
В Австралии эта структура получила название Government Public Key Authority (GPKA), а впоследствии была переименована в Gatekeeper Policy Advisory Committee (GPAC). Интересно, что в состав этого комитета входят представители австралийских аналогов Минпромнауки, ФАПСИ, федеральных и муниципальных органов власти. У центрального сертификационного центра могут быть филиалы — сертификационные центры, получающие лицензию на право регистрации и выдачи сертификатов. У GPAC таких филиалов шесть, еще шесть сертификационных центров находятся в стадии лицензирования. Отбор претендентов на аккредитацию в качестве сертификационных центров осуществляется на основе некоторых критериев [5].
Безусловно, возможность использовать цифровую подпись и технологии PKI в целом должна быть закреплена законодательно. В США, Индии, Канаде, Мексике, Чили, Аргентине, Колумбии и Австралии уже приняты соответствующие законодательные акты (большая часть документов прошла стадии утверждения в 1999-2001 гг.).
В начале 2002 года закон «Об электронной цифровой подписи» вступил в силу и в России [6]. Этот закон определяет правовые условия, при соблюдении которых в Российской Федерации ЭЦП в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи на бумажном документе.
Теперь вернемся к сертификационным центрам. Здесь следует отметить один очень важный момент, волнующий экспертов Всемирного банка. Итак, национальные сертификационные центры созданы, начали работать и обслуживать национальные предприятия. А обслуживание иностранных предприятий повисло в воздухе. Еще хуже обстоит дело с признанием национальными сертификационными центрами иностранных сертификатов и сертификационных центров. Это связано с несогласованностью законодательных актов об ЭЦП, принятых в различных странах, и нашей стране еще предстоит с этим столкнуться. Некоторые страны (например, США, Канада, Колумбия) создали специальную объединенную комиссию United Nations Commission on International Trade Law (UNCITRAL) для разработки унифицированного законодательства в сфере международной торговли (www.uncitral.org).
Анализ моделей и методов, используемых в различных странах для поддержки технологии проведения электронных госзакупок, позволяет сделать следующие выводы.
1. Можно выделить два основных стратегических направления развития систем электронных госзакупок:
· как еще одной модели электронной торговли;
· как инициативы правительства для повышения эффективности системы госзакупок.
Следует отметить страны, добившиеся наибольших успехов. По первому из указанных направлений дальше всех продвинулись США, по второму — Австралия. Анализ факторов, определяющих выбор стратегии развития систем электронных госзакупок, позволяет сделать вывод, что для России ближе второй путь.
2. Технология подготовки и проведения торгов в системах госзакупок разных стран примерно одинакова и методы повышения ее эффективности похожи:
· публикация объявлений о торгах в интернете параллельно с бумажными СМИ, возможность получения конкурсной документации через интернет;
· создание интернет-сайта и автоматизированной системы поддержки поставщиков для помощи, разъяснения и т.п.;
· внедрение механизмов цифровой подписи и сертификации для приема через интернет заявок на участие в конкурсе.
3. Использование современных интернет-технологий для поддержки процедуры конкурсных торгов в системе госзакупок способствует решению проблем унификации конкурсной документации, приведения к единому знаменателю методики проведения конкурсов.
4. Создание автоматизированной системы сопровождения контрактов инициировано пока лишь в нескольких странах, здесь также можно достичь значительного эффекта с помощью интернет технологий.
1. М.М.Горбунов-Посадов, А.В.Ермаков, Д.А..Корягин, Т.А.Полилова. Предпосылки развертывания электронных торгов для государственных нужд. Препринт ИПМ им. М.В.Келдыша РАН, 2001, № 38. — 16 с.
2. М.М.Горбунов-Посадов, А.В.Ермаков, Д.А..Корягин, Т.А.Полилова. Программное обеспечение государственных закупок. Препринт ИПМ им. М.В.Келдыша РАН, 2001, № 46. — 16 с.
3. Нестерович В.Н., Смирнов В.И. Конкурсные торги на закупку продукции для государственных нужд. — М.: Инфра-М, 2000. — 360 с.
4. APCC (Совет Австрии по закупкам и строительству). Ежегодный отчет (2000-2001 гг). http://www.apcc.gov.au/apcc/docs/AnnualReport00-01Website.pdf
5.
GATEKEEPER. Criteria for Accreditation of
Certification Authorities.
http://www.govonline.gov.au/projects/publickey/GatekeeperAccreditation.htm
6. Федеральный закон об электронной цифровой подписи. (№ 1-ФЗ). // Парламентская газета. 12 января 2002 г.
7. Федеральная целевая программа «Электронная Россия». http://www.e-russia.ru/program