Расчеты микроволнового разряда в газе

( Calculation of the Microwave Discharge in Gas
Preprint, Inst. Appl. Math., the Russian Academy of Science)

Воскобойникова О.И., Гинзбург С.Л., Дьяченко В.Ф., Палейчик В.В.
(O.I.Voskoboynikova, S.L.Ginzburg, V.F.Dyachenko, V.V.Paleychik)

ИПМ им. М.В.Келдыша РАН

Москва, 2003
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 02-01-00583)

Аннотация

Трехмерная компьютерная модель была применена для численного расчета разряда в высокочастотном поле. Модель учитывает гидродинамику газа, ионизацию, диффузию электронов и т.д.

Abstract

A three-dimensional computer code has been developed for numerical calculation of the discharge in UHF fields. The model takes into account hydrodynamics of gas, ionization, electron diffusion etc.

Содержание

 

Введение

§1 Постановка задачи

§2 Общее описание процесса

§3 Основные результаты расчета

§4 Обсуждение результатов

Литература



Введение

Настоящая работа посвящена численному исследованию микро­волнового стримерного раз­ряда в газе и является продолжением наших работ [1], [2], [3]. Сформулирован­ная математическая модель учитывает, кроме рассеяния внешнего электромаг­нитного поля на проводящем объекте, процессы электрон­ного баланса – иониза­цию, диффузию и т.д., а также гидродинамику среды.

§1 Постановка задачи

Взаимодействие высокочастотного электромагнитного поля с прово­дящим плаз­мен­ным облаком описывается системой Максвелла для комплексных амплитуд поля E, H

                                             (1)

                                                      (2)

уравнением непрерывности для концентрации электронной компо­ненты (~ ns)

                 (3)

где

              (4)

                        (5)

и уравнениями гидродинамики для концентрации газа n, его ско­рости v и внутренней энергии ε

                             (6)

                    (7)

                         (8)

где E =|E|, g = 1.4.

      В качестве единиц измерения используются:

[s] = w/4p, w - частота поля,

[x] = c/w,  c – скорость света,

[v] - скорость звука в невозмущенном газе,

[n] - концентрация невозмущенного газа,

[E] = [H] – некоторое критическое значение поля,

и, естественно,  [t]=[x]/[v], [ε]=[v]2.

Коэффициент q появился в уравнении (8) из-за несогласованности единиц и равен    где М – масса молекулы газа.

Расчеты проводились для значений ( все в CGS):

w = 2×1010, [v] = 3×104, [n] = 5×1018 , [E] = 20, М=5×10-23,

и, следовательно, [x] = 1.4, [t] = 5×10-5.

С учетом этих единиц константы в уравнениях имеют значения:

D0 = 0.16, F0 = 800,  f = 25, q = 166.   


    Первичное электромагнитное поле E0 ­, H0  является линейно-поляризованной плоской волной, распространяющейся вдоль оси x, с  отличными от нуля компонентами амплитуд .

В двумерном цилиндрически симметрич­ном варианте в качестве первичного поля используется стоячая волна с амплитудами:

Ez = E0J0(r) , Hj =-iE0J1(r) – функциями Бесселя нулевого и первого порядка.

    Для системы Гельмгольца (1), (2) задача ставится во всем прост­ранстве с асимптотикой Зоммерфельда на бесконечности :

      при |x|®¥

В начальный момент n = ε =1, v=s =0 c локальным возмущением в окрестности начала координат.

 

§2 Общее описание процесса.

 

   В рамках сформулированной выше математической модели возникновение и развитие разряда определяются, в основном, процессами ионизации газа и диф­фузии электронной компоненты.   В частности, условием незатухания процесса, вызванного началь­ным возму­ще­нием  ns , является неравенство  D<nFL2 , связываю­щее  коэффициент диффузии, частоту ионизации и  L - размер области, где F>0. Математически, это - всего лишь условие неустойчивости решения.

   Поскольку частота ионизации F существенно зависит от соот­ношения  E и n, то основные характеристики процесса определя­ются балансом этих величин. Он  интенсифицируется  при  E > n. Мы рассматриваем подкритический случай, когда в начальный момент E0 < n0. Однако, если имеется локальное возмуще­ние, с проводи­мостью отличной от нуля, то оно приводит к джоулеву нагреву, разлету и локальному разрежению газа. В результате может возник­нуть ситуация с выполнением  неравенства  D<nFL2  и иници­ирова­нием незатуха­ющего процесса ионизации.

   Образовавшийся очаг выделения энергии посылает сферическую ударную волну и следующую, как всегда, за ней волну разрежения. Первая из-за увеличения плотнос­ти затрудняет ионизацию, вторая – способствует. Слой, в котором все это проис­­ходит, очень тонок и перемещается  со звуковой скоростью. Но это еще не пробой.

   Шаровой разряд постепенно слегка вытягивается вдоль оси z. И, хотя поле на полю­сах растет,  величина его остается недостаточ­ной для выполнения условия ионизации E > n   из-за сжатия газа в ударной волне.

  В некоторый момент на оси z  возмущение поля обгоняет ударную волну, создавая здесь очаг ионизации с E > n . И когда он достигает достаточных размеров, происходит существенное удлиннение  ионизованного облака – пробой.

  Сжатый удар­ной волной слой газа играет роль оболочки проводя­щего облака. Поэтому все это выглядит как прорыв оболочки .

   Но этот этап длится сравнительно недолго. Снова образуется ударная волна, разрывы плотного слоя затягива­ют­ся и фронт иони­зации замедляется до преж­ней, звуковой скорости. В дальней­шем  возможно многократное повторение описанного эффекта, образо­ва­­ние  стримера

  Упомянутые выше неустойчивость и чрезвычайно тонкая структура фронта порождают причудливые формы области активного процесса – границы сжатого и разреженного слоев. Эти же факторы создают значительные математичес­кие трудности при расчетах используемой модели.

 

§3  Основные результаты расчета.

 

   Изложенный выше сценарий процесса газового разряда проиллю­стрируем результатами расчета стандартного варианта, который будем называть основ­ным. На нейтральную среду в стационарном  состоянии, с s = v = 0, n = w = 1, находящуюся во внешнем поле подкритической амплитуды Е0 =0.5, накладыва­ются  локальные, размером <0.1, возмущения электронной плотности  ( ns~1)  и концен­трации газа ( n <0.1 – для гарантирования инициирования разряда).

   На рис.1 показана эволюция формы ионизованного облака на этапе пробоя. В плоскости  x, z ( в сече­нии y=0 )  для различных моментов времени изображены линии уровня s = 1, которые можно считать границей проводящей полости.

 

В поперечном сече­нии  x=0, картина аналогична

  Неравномерность распространения ионизации по направлениям и во времени демонстрирует рис. 2, на котором даны положения на осях границ облака Z(t), X(t).

                 

                                 

   Отчетливо видно ускорение роста размера по оси  z на интервале 0.17<t<0.25.

  Серия фигур на рис. 3 показывает эволюцию, объемлющего ионизо­ванное облако, сжатого слоя газа. Здесь для тех же моментов и в том же сечении, что и на рис. 1, изображе­ны линии уровня  n = 1.1, обоз­начающие границу плотной оболочки. Они повторяют фигуры рис. 1.

    

 

  Рис. 4 демонстрирует распределение s, n, Е вдоль оси z, в крити­чес­кий момент возникновения очага ионизации впереди ударной волны и ускорения фронта.

                

                                     

 

   Рис. 5 аналогичен  рис. 1, 3  и  показывает изменение формы и положения области большого поля. На нем изображены линии уровня E=1 в сечении  y=0  для указанных моментов времени.

Интегральные величины

                             

-         энергия, полученная в результате джоулева нагрева, и наработан­ная электрон­ная масса – изображены на рис. 6.

                         

 

§4  Обсуждение результатов расчетов.

 

   Естественным и ожидаемым  является  распространение разряда,

в основном, вдоль оси  z  -  по направлению первичного электричес­кого поля. Направление же распространения поля – по оси  x -  ни­чем принципиально не выделяется. Степень возникающей асиммет­рии в основном варианте по направле­ниям x и y демонстрируют рис. 7, 8, на которых изображены (подобно рис. 1 и 3) формы проводя­щей полости и плотной оболочки  в сечениях x=0 и y=0, на один и тот же момент времени  t=0.3.

 

  Рис. 9 аналогичен предыдущим и дает некоторое представление о распределе­нии поля. На нем изображены линии уровня Е=1 и Е=0.1 в тех же двух сечениях на тот же момент времени t=0.3.

 

 

    Из качественных результатов стоит отметить значительное разбу­хание проводящей области в радиальном направлении, происходя­щее со звуковой скоростью. Оно свидетельствует о том, что гово­рить о нитеобразном разряде не приходится ( разумеется, в рамках используемой модели). Возможно  по этой же причине в расчетах не наблюдается какое-либо обострение процесса при  достижении стримером «резонансного» размера равного длине полуволны пер­вич­ного поля ( Dz = p ).

    Попытка уточнить модель учетом магнитного давления (см. урав­нение (7) в [3]), в надежде удержать стример от расплывания, не достигает цели.  Из-за высокой частоты поля  ( w[t]»106 ) пинч-эффект не прояв­ляется.

  Упомянутая ранее неустойчивость решения имеет мелкомас­штаб­ный характер и не сказывется существенно на общей картине.

   В вариан­тах с различными по  x и y начальными распределениями асимметрия во време­ни не усиливается.

 

Литература

 

[1] О.И.Воскобойникова, С.Л.Гинзбург, В.Ф.Дьяченко, К.В.Ходатаев. Инициация микроволнового стримерного разряда в газе. Препринт ИПМ РАН, 2001г, №13

[2] О.И.Воскобойникова, С.Л.Гинзбург, В.Ф.Дьяченко, К.В.Ходатаев. Численное исследование подкритического микро­вол­нового разряда в газе высокого давления. ЖТФ,2002,т 72, вып 8

[3] О.И.Воскобойникова, С.Л.Гинзбург, В.Ф.Дьяченко, В.В.Палейчик, К.В.Ходатаев. Расчеты микроволнового стример­ного разряда в газе. Препринт ИПМ РАН, 2002г, №35