Исследование динамики движения цепочки "Робопоезд". Управляемое движение
|
Таблица1. Отклонение траектории движения
второй тележки от траектории движения
ведущей тележки, в зависимости от начального угла между тележками и от
времени движения |
|||||
время, t |
1.12 |
1.3 |
1.47 |
2.07 |
2.9 |
psi=90 |
0.35 |
0.23 |
0.15 |
0.03 |
0.001 |
psi=80 |
0.3 |
0.2 |
0.13 |
0.027 |
0.001 |
psi=70 |
0.25 |
0.17 |
0.11 |
0.025 |
0.001 |
psi=60 |
0.22 |
0.15 |
0.1 |
0.023 |
0.001 |
psi=50 |
0.19 |
0.13 |
0.09 |
0.021 |
0.001 |
psi=40 |
0.16 |
0.11 |
0.08 |
0.019 |
0.001 |
psi=30 |
0.14 |
0.1 |
0.07 |
0.018 |
0.001 |
psi=20 |
0.11 |
0.085 |
0.06 |
0.017 |
0.001 |
psi=10 |
0.08 |
0.07 |
0.05 |
0.016 |
0.001 |
psi=0 |
0.06 |
0.055 |
0.04 |
0.015 |
0.001 |
В
Таблице 1 приведены данные, полученные при помощи вычислений в пакете Matlab. Первый столбец соответствует моменту времени t=1.12c. В этот момент
координата x второй тележки равна нулю (как координата ведущей
тележки в начальный момент времени), а координата y отличается от начальной координаты y ведущей тележки на величину указанную в первом
столбце для каждого начального угла между тележками. Далее приведены отклонения
между траекториями в точках с абсциссой x=0,5 момент времени ), далее в точках с абсциссой x=1 (момент времени ), далее с абсциссой x=3 (момент времени ) и с ординатой y=4 (момент
времени ).
На
рис.7 изображено поведение отклонений между траекториями в зависимости от начального
угла между тележками. Из графика видно, что отклонения достаточно быстро
стремятся к минимуму, они максимальны в начальный момент времени. Величина отклонения зависит от начального угла между тележками.
Отклонение становится минимальным при относительной стабилизации угла между
тележками (здесь под относительной стабилизацией мы понимаем, что отклонение
между траекториями не выходит из некоторого фиксированного допуска). При этом
время относительной стабилизации практически не зависит от начального угла
между тележками. Время относительной стабилизации зависит от начальной угловой
скорости вращения колес передней тележки и скорости разгона (коэффициентов k1, k2).
Рис.7. Отклонения от траектории ведущей тележки
На
рис.8 приведено семейство траекторий, соответствующее следующим начальным
условиям: ; , меняется соотношение Из графика видно, что
наименьшее отклонение будет в случае наименьшего соотношения .
Рис.8.
Зависимость величины отклонения между траекториями от соотношения
Зависимость
отклонения при показана на рис.9. В
этом примере рассмотрены траектории движения при
Рис.9.
Зависимость величины отклонения между траекториями от соотношения
На
последнем графике видно, что максимальное отклонение будет в точке с абсциссой x=0, при
этом следует заметить, что при неограниченном возрастании соотношения отклонение будет
ограничено (его предельная величина).
Зависимость
отклонения при показана на рис.10. В
этом примере рассмотрены траектории движения при следующих соотношениях
Рис.10.
Зависимость величины отклонения между траекториями от соотношения
Таким
образом, по численным результатам можно сделать вывод, что траектория движения
хвостовой части системы действительно асимптотически стремится к траектории
движения ведущей тележки. Отклонение максимально в начальный момент.
6. Движение по прямой и окружности для двух тележек в
случае обратного хода.
В этом
параграфе найдем моменты, необходимые
для осуществления программных движений задней тележкой в направлении, обратном
её ориентации. Условием движения по
прямой задней тележки является условие равенства угловых скоростей колес задней
тележки:
Тогда из кинематических
уравнений
следует соотношение на ,:
(6.1)
С другой стороны т.е.
(6.2)
Используя соотношения (6.1) и
(6.2) получим:
Подставим полученные выражения
для , в уравнения для , тогда
.
Следует
заметить, что в данном случае закон изменения угла между тележками такой же,
как и в случае прямого хода, только с противоположным знаком. Аналогично предыдущему, находится в явном
виде:
(6.3)
Тогда, для движения
вперед задней тележки, т.е. при имеем при . Это также означает, что угол между тележками стремится к 0. Если , то при и тележки «складываются».
Теперь для
реализации такого движения по прямой задней тележки найдем закон изменения
моментов, прикладываемых на передние колеса из динамических уравнений (2.1).
Так
как
то
справедливо:
и динамические уравнения (2.1)
примут вид:
откуда имеем:
Подставляя
в полученные выражения закон изменения угла (6.3), получим законы
изменения моментов, как функции времени.
Условием
движения задней тележки по окружности, является следующее соотношение на ее угловые скорости:
Радиус результирующей окружности
равен .
Тогда
из кинематических уравнений
следует соотношение на ,:
(6.4)
С другой стороны т.е.
(6.5)
Используя соотношения (6.1) и
(6.2), получим:
Подставим полученные выражения
для , в уравнения для , тогда из кинематических уравнений следует:
Аналогично
предыдущему угол находится в явном
виде:
(6.6)
Тогда, для движения
задней тележки назад, т.е. при имеем при . Это соответствует движению системы по окружности радиуса .
Если , то при и тележки «складываются».
Законы изменения
моментов, прикладываемых на колеса ведущей тележки определяются из динамических
уравнений (2.1).
Так как
то справедливы следующие
выражения:
Используя,
динамические уравнения (2.1), получим выражения для моментов:
откуда, имеем:
Таким образом, если
в начальный момент времени выполнено условие: ,
то, прикладывая вышеуказанные моменты Mom1 и Mom2 на колеса ведущей тележки,
получим, что задняя тележка будет двигаться по окружности заданного радиуса в направлении противоположном ее начальной
ориентации.
7. Переходный
процесс (обратный ход). Точность.
Определим
моменты, которые необходимо прикладывать к колесам ведущей тележки для перехода
из одного стационарного состояния в другое, если программное движение осуществляется задней тележкой. Это
означает, что в процессе такого движения угловая скорость вращения колес
последней тележки должна меняться по линейному закону:
(7.1)
где - начальные угловые скорости задней тележки.
Тогда
из кинематических уравнений имеем:
Выражаем
, следующим образом:
(7.2)
Подставим
полученные выражения для , в уравнения для , тогда из кинематических уравнений следует:
(7.3)
Следует заметить,
что в данном случае закон изменения угла между тележками такой же, как и в
случае прямого хода, только с противоположным знаком, (аналогично случаю
стационарного движения). Из данного дифференциального уравнения (7.3) получаем
интегральное уравнение на угол .
Решения этого
уравнения будут такими же, как и в случае прямого хода. Угол между тележками в
обоих случаях меняется по одному и тому же закону. Движение в этом смысле обратимо.
На рис. 11
изображены графики моментов прикладываемых на колеса ведущей тележки и их
угловых скоростей соответственно.
Начальные условия для этого семейства кривых таковы: ; меняется начальный угол между тележками . Из
графика изменения скоростей видно, что скорости вращения колес передней тележки
в начальный период меняются не по линейному закону, но с течением времени к
нему стремятся вне зависимости от начального
угла между тележками.
Рис.11. Основные характеристики ведущей тележки при «обратном ходе»
Из рис.12 видно,
что на результирующие моменты также влияет соотношение геометрических
характеристик тележки: длины продольной оси b к длине поперечной оси a. ()
Рис.12. Влияние геометрических параметров тележки на основные
характеристики.
Анализируя
графики рис.12, можно сделать вывод, что стабилизация системы происходит тем
быстрее, чем меньше соотношение b/a.
Очевидно,
что траектория движения задней тележки
назад будет аналогична движению при «переходном процессе» [2] ведущей тележки
вперед, т.е. движению по спирали.
Теперь, рассмотрим,
насколько будет отличаться траектория передней тележки от траектории задней при
таком движении.
На рис.13 приведены
графики четырех различных семейств основных характеристик движения при условии,
что законы изменения скоростей вращения колес задней тележки заданы следующим
образом для следующих начальных условий: ; ;
меняется начальный угол между тележками .
Как и в случае прямого хода, первое семейство – семейство моментов прикладываемых к колесам ведущей
тележки, второе – семейство угловых скоростей колес ведущей тележки, третье –
семейство углов между тележками, четвертое – семейство траекторий движения
ведущей и ведомой тележек.
Рис.13. Основные характеристики движения. Обратный ход.
На рис.14 сравниваются изменения основных характеристик движения в
случае прямого и обратного хода. Из подграфика 4 видно, что траектория движения
второй тележки аналогична траектории
движения ведущей тележки в случае
прямого хода и, напротив, траектория движения ведущей тележки в случае
обратного хода аналогична траектории задней тележки в случае прямого хода.
Следовательно, все выводы, сделанные относительно возможных отклонений между
траекториями движения ведущей и задней тележки в случае прямого хода
справедливы и в случае обратного хода.
Рис.14. Основные характеристики движения. Прямой и обратный ход.
8. Комбинированное движение.
В предыдущих
параграфах рассматривались возможные траектории движения системы при различных
законах изменениях угловых скоростей вращения колес ведущей тележки. Для
рассматриваемых законов получилось, что возможно три принципиально разных
траектории – это прямая, окружность и спираль. Для движения системы будем далее
пользоваться тремя этими режимами. Следует отметить, что абсолютно точно по
этим траекториям движется лишь одна из тележек (а именно та, для которой эти
траектории задаются), движение второй к этим траекториям асимптотически стремится.
Рассмотрим
следующий пример 1.
Пусть движение
состоит из семи этапов (название этапов подразумевает описание движения
тележки, траектория движения которой соответственно задается):
1. «равномерный» разгон;
2. равномерное движение с
одинаковыми начальными скоростями;
3. «неравномерный» разгон с
одинаковыми начальными скоростями;
4. «неравномерный» разгон с разными
начальными скоростями;
5. равномерное движение с разными
начальными скоростями;
6. «равномерное торможение» с
разными начальными скоростями;
7. «неравномерное торможение» с
разными начальными скоростями.
На подграфике 2
рис.15 показано как меняется угловая скорость вращения колес ведущей тележки на
каждом этапе. Остановимся подробнее на каждом из этих этапов. Каждый этап
характеризуется несколькими параметрами: начальное и конечное время интервала Т1
и Т2; и режим, который задается коэффициентами k1 и k2.
1. «Равномерный»
разгон. T1=0, T2=1, , k1=1, k2=1 ,
ведущая тележка движется по прямой, скорость движения линейно растет, угол
между тележками сокращается. В конечный момент этапа t=T2: .
Значения всех характеристик движения системы в этот момент становятся
начальными условиями для следующего этапа.
2. Равномерное
движение с одинаковыми начальными скоростями. T1=1, T2=3, , k1=0, k2=0 .
Так как в конечный момент предыдущего этапа угловые скорости вращения колес
ведущей тележки равнялись друг другу и единице, то при равномерном движении эти
скорости будут сохраняться, при этом угол между тележками сократится. Ведущая тележка
движется по прямой.
3. «Неравномерный»
разгон с одинаковыми начальными скоростями. T1=3, T2=5, , k1=1, k2=2 .
Движение с таким законом изменения угловых скоростей является переходным
процессом, и, следовательно, ведущая тележка движется по дуге спирали, угол
между тележками при этом растет. В конечный момент времени угловые скорости
вращения колес передней тележки имеют различные значения.
4. «Неравномерный»
разгон с разными начальными скоростями. T1=5, T2=6, , k1=1, k2=0 .
Это тоже переходный процесс, при котором скорость одного из колес остается
постоянной, а скорость другого равномерно растет. Ведущая тележка движется по
спирали. Угол между тележками
сокращается. В конечный момент времени угловые скорости вращения колес
различные.
5. Равномерное
движение с разными начальными скоростями. T1=6, T2=7, , k1=0, k2=0 .
Так как начальные скорости различны и нет разгона (т.е. изменения скорости), то
движение будет проходить по дуге окружности. Угол между тележками стремится к
фиксированному значению (характерному для данной окружности).
6. «Равномерное
торможение» с разными начальными скоростями. T1=7, T2=8, , k1=-1, k2=-1 .
Это переходный процесс. Движение ведущей тележки осуществляется по дуге спирали.
Угловые скорости вращения колес равномерно падают, но не до нуля и в конечный
момент различны.
7. «Неравномерное
торможение» с разными начальными скоростями. T1=8, T2=10, , k1=-1,5, k2=-2 .
Это опять переходный процесс, но уже с неравномерным изменением скоростей
различных колес ведущей тележки. Ведущая тележка движется по дуге спирали и в
конечный момент останавливается.
На рис.15 приведены
4 различных семейства основных характеристик движения для описанного
комбинированного движения, удовлетворяющие одинаковым начальным условиям, за
исключением начального угла между тележками .
Рис.15. Основные характеристики
комбинированного движения.
На подрафике 1 рис.15
представлены моменты, которые необходимо прикладывать в каждый момент времени к
колесам ведущей тележки для осуществления вышеописанного движения. На
подграфике 3 изображено изменения угла между тележками в течение всего
интервала времени. На подграфике 4 изображена траектория заданного выше
комбинированного движения. Из подграфика 4 можно сделать вывод, что начальный
угол между тележками не влияет на траекторию движения системы, он влияет лишь
на величину моментов, которые необходимо приложить к колесам ведущей тележки.
Теперь рассмотрим
комбинированное движение для задней тележки (т.е. будет задаваться траектория
движения именно задней тележки, при управление моментами, прикладываемыми к
колесам ведущей тележки). Пусть движение состоит из тех же этапов, что и в
примере 1. Для каждого этапа основные характеристики движения меняются по
несколько другим законам. Изменения основных характеристик движения системы
приведены на рис.16.
В отличие от
прямого хода значение начального угла
между тележками влияет не только на моменты, прикладываемые к колесам ведущей
тележки, но и на их угловые скорости. Тем не менее, из подграфика 2 следует,
что закон изменения угловых скоростей ведущей тележки для обратного хода
достаточно близок к закону изменения угловых скоростей для прямого хода.
Рис.16. Основные характеристики комбинированного
движения. Обратный ход.
На следующем рис.17
сравниваются 2 полученных движения: прямой и обратный ход с одинаковыми
начальными условиями и одинаковыми этапами комбинированного движения.
Рис.17. Комбинированное движение. Прямой и обратный ход.
Из полученных
графиков можно сделать вывод, что движение при прямом и обратном ходе
происходит по траекториям, симметричным относительно некоторой оси (биссектрисы
начального угла между тележками), при одинаковых начальных условиях и этапах комбинированного
движения. Заметим, что вместо точного совпадения траекторий возникает
симметрия. Это связано с тем, что коэффициенты k1 и k2, в случае обратного хода имеют противоположные по знаку значения. Также,
надо учесть, что начальные координаты тележки, траекторию движения которой мы
задаем, в первом и втором примерах разные.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе построен алфавит базовых управляемых движений и исследованы их
характеристики. Выведены законы изменения моментов, которые необходимо
приложить к колесам ведущей тележки для движения с заданными законами изменения
скоростей колес ведущей тележки, а, следовательно, совершения ведущей тележкой
программных движений (по прямой, окружности и спирали Корню). Построены
алгоритмы управления «робопоездом» при движении «вперед» и «назад».
Аналитически показана обратимость таких движений
Проведен численный анализ движения хвостовой части системы относительно
движения ведущей тележки. Найдены точности отклонений между траекториями
ведущей тележки и хвостовой части.
Используя
реализацию вышеописанных программных движений, можно строить с их помощью
различные алгоритмы планирования движения цепочки «робопоезд», выбирать
оптимальные способы прохождения такой системой трасс различной сложности.
Список литературы
3.
Неймарк Ю.И.,
Фуфаев Н.А. Динамика неголономных систем. − М.: Наука, 1967.−520 с.