Восточные мотивы в миниатюрах Радзивиловского списка – II
|
Лист |
мин |
Сюжет;
возможные противоречия с традиционной хронологией |
Тетрадь 3
|
||
16 16об 18об 19 19об 20об 21 21 21об 22 22об 23 |
40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 |
Перун с серцевидным щитом. У киевлян просто стяг и шлем с полумесяцем(?). Император Лев VI в шапке епарха; посол Олега с саблей(?); церковь без креста. У Олега и его воина, на котором шлем с полумесяцем, сабли переделаны в прямые мечи; конюх с ятаганом. Меч у Олега. Меч у Игоря; ятаган и шапка епарха у Симеона; пушка в Царьграде Симеон в шапке епарха; стяг с бунчуком у болгар; у греков просто стяг, ятаган и изогнутый шлем. {ИЛИ} Игорь в шапке епарха; стяг с бунчуком у киевлян; у печенегов просто стяг, ятаган и изогнутый шлем. У болгар сабля(?) и
сердцевидный щит; у императора ятаган и шапка епарха в старом рисунке. Угры: меч, ятаган, шапка епарха и шлем с полумесяцем. Греки: Роман с мечом и в шапке епарха(?), не в короне. Игорь: длинные щиты и арабески (? артефакт) на
корабле. Киевляне: топор, меч(?), лук, чалма(?). Греки: церковь
без(?) креста. Греки: штандарт с бунчуком, сабля (?). Киевляне: стяги
с бунчуками, длинный щит, штандарт с полумесяцем. Греки: два Феофана в шапках епарха, церковь без(?)
креста, ГППТ. Киевляне: флаг с крестом, просто стяг, длинный щит,
два круглых щита с арабесками, арабеска(?) на корабле. Игорь с мечом(?) в шапке епарха (на старом рисунке - в
чалме(?!)). В войске Игоря щиты круглый и длинные, просто стяг, стяг с бунчуком и стяги с полумесяцами. Игорь в шапке епарха, в войске Игоря меч, стяг с
полумесяцем(?), треугольный щит. |
Тетрадь 4
|
||
26 26об 27 27об 28 28об 29 |
56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 |
—: {нет комментариев по рассматриваемым параметрам} Меч и сердцевидный щит у Игоря; крест со стандартными
буквами и купол церкви без креста у греков. Сабля и меч у Игоря. Меч(?) у Игоря; знамя с бунчуком и полумесяцами в его
войске. Ятаганы, круглый и длинный щиты у древлян. Византийская чалма у древлянина; меч у воина Ольги. — — — — |
29об 30 30об 31 31об |
66 67 68 69 70 71 72 |
Ятаган, меч и кинжал у
воинов Ольги. Сабля у воинов Ольги;
пищаль, перерисованная в горн (далее – ГППТ) и щиты с полумесяцами(?) у
древлян. Ольга в шатре с
полумесяцем(?). "Погнувшиеся" мечи
и длинный щит у воинов Ольги. Треугольный щит у
Святослава. — Корона у императора
Византии; нимб у патриарха Византии; крещение Ольги около башни с
полумесяцем и звездой(?). |
Тетрадь 5 |
||
32 32об 33 33об 34 34об 35 35об 36 36об 37 37об 38 38об 39 39об |
73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 |
Корона у византийского
императора. Нимб
над византийским патриархом. У византийских послов мечи и
полумесяцы(?) на шлемах. Меч и византийская чалма у
Святослава; исправленный крест с буквами
(перерисован из-за них?). Меч(?) у Святослава; длинный
(сердцевидный) щит у его воина. Сабли(?) у воинов
Святослава; у
хазар: бунчук, ятаган и полумесяц(?) на шлеме. — Меч(?) у Святослава. Меч у печенегов; щит с
арабеской(?) у киевлян. ГППТ у киевлян; бунчук у
печенегов. Сабля у воеводы Святослава
Претича. Сабля, перерисованная в меч, у печенега; "арабская вязь"
под конем (видимо, артефакт). — Чалма у Святослава; нимб у киевлянина {как такой
тогда в Киеве очутился?}. Меч(?) {и борода, что
неверно} у Владимира. Флаг, знамя с бунчуком и
длинный щит у Святослава. ГППТ, пушка и ядро в
Переяславце; в войске Святослава ятаган, щит с полумесяцем(?) и изогнутые
шлемы. И у греков, и у Святослава
изогнутые шлемы и бунчуки; у греков ятаганы и полумесяц(?) на щите. Меч греков у Святослава; Святослав в необычной шапке
с крестом. Святославу повторно дарят
меч; Иоанн Цимисхий в короне. Меч и бунчук у Святослава. Иоанн Цимисхий в короне; Ятаган у Святослава; сабля у
послов Святослава. ГОМЗ; меч(?); Святослав в
необычной шапке с крестом. Иоанн Цимисхий в необычной
шапке с крестом, в той же, что только что была на Святославе. |
Комментарии к приведенному в Таблице 1 и далее материалу следующие.
1. Длинное тире "—" – отсутствие комментария по данным
параметрам; в фигурных скобках заключены комментарии по ходу изложения.
2. Слова, заключенные в фигурные скобки, являются комментарием по
ходу изложения. Запись "полумесяц(?)" означает, что рисунок
полумесяца нечеткий, и мы не можем настаивать на данной трактовке. Запись
"меч(?)" означает, что на рисунке не видно, прямой он или изогнут,
как сабля. Запись "сабля(?)" означает, что по сюжету это мог быть и
меч, "погнувшийся при ударе о верхнюю строчку". Запись
"звезда(?)" означает, что рисунок ее нечеткий; мы не можем настаивать
на такой трактовке. Аббревиатура ГППТ – это "горн, пищаль или подзорная
труба".
3. Помимо того, что лист 38 РС
был отрезан, подклеен и заново переписан (другим полууставом), миниатюры 89, 90
и 91 на нем, разумеется, также были переделаны. Осуществлялась эта переделка,
судя по схематичной манере изображения лиц, именно тем мастером, который правил
большинство (нарисованных гораздо тщательнее) лиц на других миниатюрах.
Миниатюра (94;39об) правилась им же, но под ошибочно нарисованной шапкой с
крестом короны в прежнем варианте рисунка не видно. Скорее всего, там была
чалма, то есть изображен был не император, а Святослав, отправляющий ему свое
послание. Надо также отметить, что при коррекции лиц борода Святославу была
выправлена совершенно напрасно: она у него еще не предполагалась, судя по
предыдущим миниатюрам.
4. Про наклеенную миниатюру (88;38) надо сказать следующее: она
является своим первоначальным вариантом, судя по сохранившимся на ее верхнем
обрезе нижним частям букв старого текста. Все они практически совпадают с
таковыми же на двух последних строках переписанного текста листа 38, начиная со
слова "сто~славъ". В издании [1] она не вынесена в приложения. В
издании [2] она не приведена в том же виде, что и другие – отклеенные –
миниатюры, поскольку наклеена она была на пустое место листа. Таким образом,
пока нельзя сказать ничего определенного про ее оборотную сторону, на которой
может быть часть старого варианта текста или миниатюры листа 38об., который
кому-либо, чем-нибудь, когда-то сильно не понравился. Это – недоработка издания
[1].
5. Сравнивая друг с другом миниатюры (88;38) и отклеенную (198;88),
видим, что мы находимся у границы применимости новых компьютерных технологий
(обработка изображений с помощью FOTOSHOP и
аналогичных ему систем) для анализа древних (поврежденных) текстов. Текст на
оборотной стороне (198;88) восстанавливается с их помощью по своему негативу
(даже без использования его явного вида, сохраненного в издании [2]). С другой
стороны, определить наличие филиграни на остатке листа с (88;38) с
использованием FOTOSHOP-6.0
(но только по копии, без оригинала РС)
не получается. А сделать это необходимо для выяснения хронологии написания и
редактирования РС (см. работу [12]).
Далее в таблицах используем обобщенное название "арабеска". Так
называется рисунок в виде геометрического орнамента, в котором есть элементы
арабского алфавита, не образующие какого либо осмысленного текста на арабском.
"Арабески" в РС даны
преимущественно в виде нескольких кругов либо полумесяцев, схематично
изображенных на башнях, флагах и т.п. Они бывают:
– расположены в ряд, например в (5;5); тогда возникает вопрос: арабеска
ли это. Как сказано выше, мы составили полный их список по порядку номеров
миниатюр, не делая соответствующих оценок, кроме очевидных случаев противоречия
со скалигерово-миллеровой версией;
– расположены цветком, например в (12;8); в этом случае имеем элемент
цветочного орнамента либо (чего a priori исключать нельзя) фигурный крест, если
полумесяцев четыре;
– расположены узором, как например, в (506;201об) – это случай собственно
геометрического орнамента.
Надо иметь в виду, что качество миниатюр РС весьма низкое, что-то вроде современного стиля
"примитив", если сравнивать их с миниатюрами "Лицевого
Свода" или же с таковыми в "Хронике Георгия Амартола", например.
Потому украшения башен, столов и знамен не дотягивают до настоящих арабесок.
Для сравнения можно указать на следующие пары изображений: миниатюры 212 и 448
на листах 93 и 183об соответственно с фото надписей арабской вязью, особенно на
правой, в Царьградской Софии, приведенной в GEO, No 4, апрель, с.121. Скорее всего, миниатюры
протографа РС – Радзивиловской
летописи – были богато украшены ими, а копиисты, создававшие РС (намеренно или нет), просто
испортили их, оставив от каждой только самые крупные линии. Они просто не умели
рисовать в таком стиле или уже не видели смысла в таких рисунках. Иначе будет
весьма трудно объяснить все анахронизмы и ошибки, оставленные ими и
перечисленные ниже.
1.2. Элементы миниатюр с неоднозначной трактовкой
Здесь же следует указать и на предельный уровень точности в трактовках
тех или иных элементов, изображенных неряшливо. Рассмотрим, например, миниатюру
374 на листе 162. В листьях дерева можно, при желании, разглядеть некую
криптограмму... Очевидно, однако, что подобные "записи" в большей или
меньшей степени присутствуют в изображении любого дерева на миниатюрах. Фактор
их низкого качества сильно влияет и на оценку количества восточных элементов в
них. Например, навершья шлемов и рукояти мечей, которые должны заканчиваться
шарами, почти на всех рисунках выглядят завершенными более или менее явно
выписанным полумесяцем, что, разумеется, в большинстве случаев является
артефактом. Перечень наиболее характерных на наш взгляд артефактов, возможно,
присутствующих на "втором плане" в миниатюрах, дается в таблице 2, по
которой и можно судить о достигаемом уровне точности.
ТАБЛИЦА 2.
Вероятные ошибки в трактовке непонятных символов.
Лист. |
Мин |
Сюжет |
Расположение элемента в миниатюре. |
Трактовка |
3об 9 10 12 12об 13 15 21об 22об 35об 42 62об 80 84 85 88 93 99 113 119 140об 141 144 150 154 158 162 170 174об 181об 188 200 206 217 234 242об |
2 16 20 28 29 31 37 49 52 83 102 138 172 184 188 198 212 224 255 269 308 310 315 333 346 363 374 404 421 442 463 501 519 548 588 607 |
знаки знаки знаки знаки узор текст узор знаки знаки знаки знак текст узор знаки знак текст текст знаки узоры знак знаки знак знаки знаки буквы знаки знаки знаки знаки знаки знак знак буквы шпили знаки узор |
"II~" между
святыми Андреями "||" перед левой
фигурой полумесяцы в воде полумесяц и арабески в
камнях Либо в сбруе, либо в хлысте в грамоте "добро"
и др. буквы корабль: арабеска и
полумесяц арабеска на корабле арабеска на корабле "арабская вязь" в
камнях над головой уже убитого
Олега в грамотах стяг с бунчуком "кирпичные"
письмена доспехи с явным полумесяцем
у воина Мстислава либо
Ярослава в грамоте в грамоте "П@" рядом с миниатюрой
слева Святой инок Исаакий на углях
"С" слева от
миниатюры украшения на троне в складках одежды слева от башни полумесяцы в камнях на грамоте:
"ΘЕО" на левой скале левое дерево "||" над правой
фигурой украшения на столах, на
башне полумесяцы и крест в скалах "М" на башне "П" над головой в упряжи на башне трубы или
полумесяцы на камнях полумесяцы на половецких вежах |
сколько их ?! Новгород? артефакт? артефакт артефакт? артефакт? артефакт? артефакт артефакт артефакт клякса? артефакт артефакт? артефакт? артефакт? артефакт артефакт работа писца арабеска? "двести"? арабеска? 5 римская? кустарник? артефакт Феодосий? дерево? ветки? Киев?
(ср. с л.9) арабески? артефакт зубцы? номер? артефакт артефакт? артефакт артефакт |
2. Мусульманские и христианские символы на миниатюрах РС
2.1.
Мусульманские и христианские символы в архитектуре
Во многих изображениях башен использован элемент, похожий либо на
глубокое окно, либо на месяц, либо на затмение (обозначаемый для краткости
ГОМЗ). Первый вариант ответа не вызывает сомнений: в башне МОЖЕТ быть весьма
глубокое окно. Последний вариант ответа малореален, так как в городской
архитектуре нет примеров массовых изображений солнечных или лунных затмений,
равно как и других астрономических явлений. Если же считать данный элемент
полумесяцем (что, разумеется, нельзя опровергнуть по соображениям архитектуры),
то сразу приходим к противоречию с принятым как минимум за 200 лет до того на
Руси христианством. Точные данные приведены в Таблице 3.
ТАБЛИЦА 3.
Возможные изображения полумесяца со звездой
Лист. |
Мин |
Город |
Элемент рис. |
Примечания; сюжет рисунка |
13об |
32 |
Паннония? |
п.башня |
Мефодий – епископ |
31об |
72 |
ЦАРЬГРАД |
п.башня |
крещение
Ольги |
39 |
93 |
ПЕРЕЯСЛАВЕЦ |
ц.башня |
мирный
договор Святослава |
70об |
150 |
КИЕВ? |
п.башня |
Св.Владимир
после 988года |
74 |
161 |
КИЕВ? |
л.башня {–?} |
Св.Борис
оплакивает отца |
100об |
229 |
КИЕВ |
п.башня {–?} |
княжение
Всеслава |
101об |
232 |
КИЕВ |
л.башня {–?} |
княжение
Изяслава |
105об |
240 |
В. НОВГОРОД |
л.башня |
князь
Глеб и волхв |
107 |
244 |
КИЕВ |
л.башня {+!} |
Ярославичи
после литургии |
107об |
246 |
КИЕВ |
л.башня |
Вокняжение
Святослава |
109 |
248 |
КИЕВ |
л.башня |
Прощание
с Феодосием |
110 |
249 |
КИЕВ |
л.башня {–?} |
Феодосий
и Дамиан |
110об |
250 |
КИЕВ |
л.башня {–?} |
Старец
Матфей и бесы |
113 |
254 |
КИЕВ |
п.башня {+!} |
2
раза.Печерский монастырь |
114об |
258 |
КИЕВ |
л.башня {–?} |
Печерский
монастырь |
128об |
275 |
ТОРЧЕСК |
п.башня |
Разгром
половцами города |
141 |
309 |
КИЕВ |
п.башня {–?} |
Ослепление
Василька |
142об |
313 |
ПЕРЕЯСЛАВЛЬ |
л.башня |
Владимир
Мономах |
143об |
314 |
КИЕВ? |
ц.башня |
Святополк
и Владимир |
163об |
377 |
КИЕВ |
п.башня {–?} |
Св.Владимир
Святославич |
172 |
411 |
--- |
в небе {+} |
Описание
затмений и гало |
173 |
414 |
КИЕВ |
л.башня |
Всеволод
и Святослав |
176 |
426 |
КИЕВ |
в троне {+!} |
3
раза. В троне окон нет |
209об |
529 |
В. НОВГОРОД |
л.башня |
2
раза. Осада города |
217 |
548 |
ЧЕРНИГОВ |
п.башня |
Послы
у Святослава |
В таблице 3 комментарий {–?} означает, что данный рисунок почти наверняка
является окном. Записи {+} и {+!} означают большую вероятность трактовки
рисунка как полумесяца.
Особый интерес представляет миниатюра (72;31об). На ней ясно видно, что
это именно полумесяц: он со звездой (хотя и неряшливо исполненной) внутри себя.
А миниатюра эта посвящена, между прочим, крещению Ольги! Таким образом,
возникает гипотеза: сначала на перечисленных в таблице 3 миниатюрах (кроме
помеченных знаком –) присутствовала обычная мусульманская символика, и только
после замазывания звезды возникли анализируемые сейчас варианты трактовки
данных рисунков. Миниатюра (426;176) также доказывает, что выбор в пользу
полумесяца на большинстве миниатюр таблицы 3 оправдан. Краткие описания их
сюжетов, данные в примечаниях, показывают, что в рамках традиционной хронологии
все они (за исключением, возможно, (275;128об)) противоречат соответствующим
летописным статьям. Миниатюра (411;172) прямо показывает, что и затмения, и
полумесяц действительно изображались таким же образом, как и на большинстве
перечисленных в таблице 3 миниатюр.
Подходя к рассмотрению архитектурных элементов миниатюр с другой стороны,
можно задаться следующим вопросом: как художник начала XIII или даже конца XV
века изображал церкви, монастыри, храмы в стране с 200(500)-летней христианской
традицией? Ответ на него (с использованием только миниатюр РС) оказался весьма неожиданным. Приведем данные по куполам, над
которыми есть/нет/должны быть (но их нет) кресты.
Только 5 из 14 крестов были в старых рисунках; один из них (черный)
подрисован к одному из четырех царьградских куполов в XVIII веке (судя по
данной в [1] датировке других исправлений, проведенных черными цветом). В 32 миниатюрах
34 купола остались без крестов. Быть может, 7 крестов были в старых рисунках (2
оказались срезанными при переплете), а в 30 миниатюрах 32 купола остались без
крестов. В любом случае количество крестов составляет 12-30% от необходимого,
что представляется довольно странным для иллюстраций книги, изданной в стране с
600-летней христианской традицией.
Крайне маловероятно, что иллюстраторы сознательно вводили в сюжет
миниатюр именно тот момент постройки церквей, когда они почти готовы, вот
только креста на них нет. Да и просто опасно было бы для них щеголять подобным
атеизмом. А для миниатюры (129;59об) с церквями в Константинополе такая
трактовка просто неверна. Вообще эта миниатюра производит странное впечатление.
В ней крест над одним из четырех куполов поставлен черными чернилами, такими же
что, и в правке выносных букв, которая, согласно предисловию в [1], т.2,
производилась в XVIII веке. Еще один подобный "христианский" элемент РС – это запись части верхних черных
номеров листов не в виде, например, 195, но как Х95. Видимо, тогда еще не была
забыта первоначальная связь римских I и X с именем Иисуса Христа [9].
Явной ошибкой в описаниях миниатюр следует рассматривать трактовку
(347;154) как захват половецких веж, которые далее будут изображаться в виде
повозок. Здесь же "вежа половецкая" – это монументальное сооружение,
напоминающее обычную церковь. Ошибка, однако, произошла много ранее, когда
данный рисунок был помещен на свое теперешнее место, рядом с не соответствующим
ему текстом. Информация о куполах и крестах приведена далее в таблице 5.
Приведем теперь данные по башням, над которыми есть полумесяцы.
Временна′я и географическая локализация сюжетов миниатюр такова, что этот
главный мусульманский символ мы не предполагаем увидеть вообще. При учете
возможных исправлений миниатюр в конце XV века, после великих Османских
завоеваний, подобную символику с некоторой натяжкой можно отдать печенегам,
торкам, половцам – степнякам. Миниатюры же (особенно в своих старых вариантах)
показывают нам совсем другую картину. На 41 из них, видимо, были полумесяцы, в
дальнейшем переправленные в круги. Исправления велись столь грубо, что несмотря
на них (например, в (538;212об)) полумесяц на шпиле башни остался отлично
виден. Как ему и полагается, первоначально он был несколько наклонен.
Информация о башнях с полумесяцами приведена далее в таблице 6.
Осталось сравнить, какая символика (христианская или нет) была
предпочтительней, по крайней мере, для художника, при расписывании башен и
стен. То, что крестовидный орнамент в самом деле был призван отражать
(подчеркивать) христианские элементы в миниатюре, следует из рассмотрения
(116;47), на которой дом варягов-христиан украшен/отмечен именно таким
орнаментом. Всего, помимо отмеченной, можно насчитать 4 подобных росписи: (96;40об),
(212;93), (317;144об), где кресты (?) есть в старом рисунке трона, и (354;156).
Как при сравнении значимости креста и полумесяца, ясно видно, что предпочтение
вновь отдано восточным элементам рисунка: 33 "недопустимых" арабески
и 4 крестовидных орнамента. Возможные изображения полумесяцев в орнаменте и
арабески на стенах башен представлены в отдельной таблице 4; "нет/да"
в последней ее колонке означают не/возможность такого изображения в
скалигеровой хронологии.
Можно дать единое объяснение всем отмеченным несоответствиям текста и
миниатюр РС: иллюстратор был
некомпетентен. Возможно, он не был русичем, и Русь представлялась ему восточной
страной, а Восток ассоциировался с полумесяцами и другими восточными же
элементами. Но не следует спешить: следствием такого объяснения будет невозможность
реконструкции действительных исторических событий на основании РС.
Кроме того, данное объяснение не согласуется
с некоторыми очень яркими нестыковками летописного текста с традиционной
хронологией христианства. Апокрифичность многих утверждений философа,
просвещавшего еще "несвятого" Владимира, отмечена
Д. С. Лихачевым в [10], т.2. Он же (по нашему мнению, заведомо
неправильно) перевел отрывок из "Символа веры", в котором Лука-евангелист,
написавший первую икону, является для автора (переписчика) РС современником
Василия Великого. Точка, разделяющая обе фразы в переводе, не следует ни из
текста РС, ни из текстов, собранных в [10].
ТАБЛИЦА
4.
ПОЛУМЕСЯЦЫ И АРАБЕСКИ НА СТЕНАХ И БАШНЯХ
лист |
мин |
чья башня |
рисунок на башне |
?/! |
4 5 7об 8 8об 9об 10об 12об 14 43об 97 100об 107об 116 121об 134 139об 142об 144об 145 147об 148 160об 161 162 163 164об 165 167 168 169 173 173 173об 176об 177 182об 183об |
3 5 11 12 14 18 22 29 33 107 220 227 246 263 275 298 306 313 317 318 325 327 369 370 373 377 383 385 394 397 401 414 415 416 428 429 446 449 |
КИЕВРусьХазары ЦАРЬГРАД ВарягиКИЕВ? СМОЛЕНСК Запад.
Слав. ПРАГА? КИЕВ МИНСК КИЕВ ПольшаЧЕРНИГОВ КИЕВ КИЕВ КИЕВ ПЕРЕЯСЛАВЛЬ ВСЕВОЛОЖ ВСЕВОЛОЖ КИЕВ? БЕРЕСТЬЕ ПЕРЕЯСЛАВЛЬ МУРОМ ИЗЯСЛАВЛЬ КИЕВ КИЕВ ПЕРЕЯСЛАВЛЬ ПЕРЕЯСЛАВЛЬ КИЕВ КИЕВ Волынь? ЧЕРНСК НОВГОРОД КАРАЧЕВ ПЕРЕЯСЛАВЛЬ КИЕВ КИЕВ; ЛУЦК |
узор арабеска арабеска и узор арабеска 3 полумесяца со звездами. 2 полумесяца без звезд и 2
креста. арабеска арабеска узор 2 арабески арабеска 2 арабески 3 арабески 2 арабески узор в старом рисунке церкви
? 6 арабесок арабеска 3 арабески 2 арабески в старом рисунке 4 арабески арабеска на стене 2 арабески полумесяцы или арабеска полумесяцы или арабеска 2 арабески 2 арабески 2 арабески арабеска арабеска арабеска арабеска 2 арабески 4 арабески 4 арабески 2 арабески в старом рисунке 2 арабески арабеска в старом рисунке
церкви (!?) полумесяцы или
арабеска; арабеска |
нет нет да! нет нет нет нет нет нет нет нет нет нет нет нет нет нет нет да? да? нет нет нет нет нет нет нет нет нет нет нет нет да? нет да? нет нет нет |
ТАБЛИЦА
5.
КРЕСТ НА КУПОЛЕ ЛЫСЫЙ КУПОЛ
Лист, |
мин |
ГОРОД и комментарии |
Лист, |
мин |
ГОРОД и примечания |
9об 59об 62об 69об 70 114об 121об 130 154об 178об 222 225 238 242 |
18 129 139 148 149 258 275 287 349 434 560 568 599 606 |
КИЕВ; кресты на башне КОНСТАНТИНОПОЛЬ пририсован черными чернилами скорее всего в XVIII веке только к одному из четырех(!) куполов КОРСУНЬ киворий КИЕВ Пририсован сбоку Позже ВАСИЛЕВ Был(!) и в старом, есть и в новом рисунке КИЕВ пририсован сбоку КИЕВ пририсован сбоку позже ВЛАДИМИР пририсован позже КИЕВ КИЕВ пририсован позже поверх текста СУЗДАЛЬ рисунок поздний ВЛАДИМИР 5 куполов с крестами в позднем рисунке КИЕВ имеется в позднем рисунке ВЛАДИМИР имеется в позднем рисунке |
15 18об 22 22об 26об 59об 61об 62об 67об 74 76 83 92 92об 106 106об 107 109 111 120 137 138об 148 154 172об 179об 182об 186 192об 213 226об 230 245об |
36 42 50 52 57 129 135 140 142 158 163 180 209 211 242 243 244 248 251 272 303 307 327 347 413 437 446 456 476 539 570 580 613 |
КОНСТАНТИНОПОЛЬ
КОНСТАНТИНОПОЛЬ КОНСТАНТИНОПОЛЬ КОНСТАНТИНОПОЛЬ КОНСТАНТИНОПОЛЬ КОНСТАНТИНОПОЛЬ:3 КИЕВ; слишком рано КОРСУНЬ КИЕВ (+) КИЕВ ВЫШГОРОД КИЕВ КИЕВ КИЕВ КИЕВ КИЕВ КИЕВ КИЕВ КИЕВ КИЕВ СУЗДАЛЬ КИЕВ КИЕВ вежи
половецкие? ПЕРЕЯСЛАВЛЬ КИЕВ КИЕВ КИЕВ ЧЕРНИГОВ (+) СУЗДАЛЬ ВОЛОКОЛАМСК ВЛАДИМИР КИЕВ |
(+) – возможно, что крест
был срезан при переплете. Малые изображения во втором томе не дают
дополнительной информации на этот счет. |
ТАБЛИЦА
6.
Возможный
– "("(?) и явный – "(" полумесяц/ы – "(("/ на шпиле,
над колоннами и в углах башен, шатров и кивориев"
Лист |
Мин |
Город (страна) |
Место
полумесяца в миниатюре и комментарии |
5 9об 13об 19 30 61об 62об 62об 74об 77 89об 90 101об 111 112 115 124 131 144 148об 149об 155об 156 156об 159об 168об 173 174об 176об 177 178 179об 189об 192об 197об 212об 217 217об 224 227 227об |
5 17 32 43 68 135 139 140 160 166 202 204 231 251 253 259 278 290 316 329 332 353 355 357 366 400 414 421 427 429 432 436 467 476 493 538 548 549 563 571 574 |
Русь ЦАРЬГРАД(?) Панонния КИЕВ ИСКОРОСТЕНЬ КИЕВ КОРСУНЬ КОРСУНЬ река Альта КИЕВ КИЕВ КИЕВ КИЕВ КИЕВ КИЕВ КИЕВ ПОЛОЦК ПЕРЕЯСЛАВЛЬ ВОЛЫНСК КИЕВ ДОЛОБСК КИЕВ Подунавье НОВГОРОД ПЕРЕЯСЛАВЛЬ НОВГОРОД ВОЛЫНСК ГАЛИЧ КИЕВ ПЕРЕЯСЛАВЛЬКИЕВ КИЕВ под Киевом ЧЕРНИГОВ РОСТОВ ВЫШГОРОД ЧЕРНИГОВ(?) ЧЕРНИГОВ РЯЗАНЬ (?) КОЛОМНА РЯЗАНЬ |
"("(?) над башней шесть "((" по два над
тремя башнями "((" над колоннами,
"("(?) над киворием "(("(?) над колоннами
шатров "("(?) над шатром "("(?) над башней "(("(?) в углах башни "("(?) над башней "(("(?) над шатром "("(?) над шатром "("(?) над киворием "(("(?) в колоннах
кивория "("(?) над башней Печерский монастырь,
"((" в углах башни Печерский монастырь, "(" над башней "(" над башней "(("(?) в углах башни "("(?) над теремом "(("(?) в углах башни "(("(!) в углах башен "("(?) над шатром и
"((" в углах башни "("(?),"(("(?)
над и в колоннах кивория "("(?) над башней "(("(?) в углах башни "("(?) над киворием "(("(?) в углах башни "("(?),"(("(?)
над и в колоннах башни "("(?) над башней "(("(?) в углах башни "(("(?) в углах башни "(("(?) в углах башни "(("(?) в углах башни у Юрия Долгорукого
"(" над шатром "("(?) или купол над
башней "("(?) в старом
рисунке над башней "("(!) над башней (РОСТОВ,СУЗДАЛЬ
?);"(("(?) над башней лист обрезан; "+" или
"(" над киворием лист обрезан; "+" или
"(" над башней "("(?) над башней "("(?) над башней |
2.2. Мусульманские и христианские символы в
оружии
Анализ изображений доспехов: брони, шлемов, щитов и оружия и в первую
очередь соотношения мечей у русичей и сабель у степняков, которыми они должны
сразу различаться, затруднен уже отмеченным низким качеством исправлений
миниатюр, при которых мечи, видимо, "гнулись при ударе о строку
сверху". Поэтому детальных таблиц здесь мы не приводим; отмечая только
явно янычарский вид киевских дружинников Мстислава (212;535) и непроанализированные
Б. А. Рыбаковым редкие типы шлемов, изображенных на (29;12об) у угров
и на (525;208) у Михалка Юрьевича, аналогичные тому, который изучался им при
рассмотрении (453;185).
Информация по присутствующим на миниатюрах изображениям щитов в целом
оставляет без изменений соотношение между мусульманскими и христианскими
элементами, отмеченное при анализе изображений элементов архитектуры. Всего на
третьей части общего количества миниатюр изображено 215 щитов. Из них: сердцевидных
– 41,
круглых –
104,
треугольных – 5,
обычных – 37,
фигурных – 28.
Кресты на них присутствуют
всего-навсего ДВА раза.
Наиболее характерная часть данных по щитам представлена в таблице 7, а по
различным клинкам – в таблице 8.
ТАБЛИЦА 7.
Соотношение христианских и мусульманских
элементов на щитах.
Лист |
Мин |
Владелец щита с
росписью; противоречия
с хронологией. |
22об 37об 60об 104об 115об 116об 116 142 145 155 161об 169 182об 183 185 206об |
52 87 132 239 260 263 263 312 318 351 372 401 445 447 453 520 |
Щиты с арабесками у русичей. Щит с полумесяцем в войске
Святослава Игоревича. Щиты с полумесяцем в войске
Владимира Святославича. Полумесяц в щите(? или в
блюде) у новгородца(?). Щит с арабеской у Всеволода
Ярославича. Щит с полумесяцем у
Изяслава/Всеволода Ярославичей. Щит с арабеской и
полумесяцем Щит с арабеской и
полумесяцем у Святославичей. Щит с арабеской и
полумесяцем у Ростиславичей. Святополк Изяславич–
"крестоносец" с сердцевидным щитом; тут же– Владимир Всеволодович Мономах как Георгий Победоносец. Щит с полумесяцами у
Изяслава. Щит с полумесяцами у
Ольговичей. Щит с арабеской и
полумесяцем у Долгорукого. Щит с арабеской и
полумесяцем у Долгорукого. Щит с полумесяцами у Андрея
Юрьевича Вышгородского. Щит с очень хорошим крестом
у Мстислава Андреевича. |
ТАБЛИЦА 8.
Мечи, мечи-сабли, сабли, сабли-мечи, ятаганы, кинжалы
Лист |
Мин |
Различного вида клинки и их
обладатели |
с/я |
?/! |
10 |
19 |
Сабли у греков, и у Аскольда
с Диром. |
2 |
нет. |
11 |
24 |
Сабля у новгородцев. |
1 |
нет. |
11об |
25 |
Сабля у Олега. |
1 |
нет. |
12об |
29 |
Сабли у угров. |
2 |
да? |
14 |
34 |
Сабля(?) у Симеона Болгарского. |
1? |
нет. |
15 |
36 |
Ятаган и сабля у Олега. |
1/1 |
нет! |
18об |
42 |
Сабля(?) у посла Олега. |
1? |
нет. |
19 |
43 |
Сабли, переделанные в мечи у Олега и его воина. Ятаган у конюха Олега. |
2 1 |
нет. нет! |
27 |
58 |
Сабля у Игоря. |
1 |
нет. |
27об |
60 |
Ятаганы у древлян. |
2 |
нет. |
29об |
66 |
Ятаган и меч с кинжалом у
воинов Ольги. |
1 |
нет! |
29об |
67 |
Сабля у воинов Ольги. |
1 |
нет. |
30об |
69 |
Сабли у воинов Ольги. |
2 |
нет. |
34 |
78 |
Сабли(?) у воинов Святослава. Ятаган у хазар. |
2? 1 |
нет. да! |
35об |
83 |
Сабля у воеводы Святослава
Претича. Сабля, переделанная в меч у
печенега. |
1 1 |
нет. нет? |
37об |
87 |
Ятаган у Святослава. |
1 |
нет! |
38 |
88 |
Ятаганы у греков. |
2 |
нет! |
39 |
92 |
Ятаган у
Святослава; сабля у его послов. |
1/1 |
нет! |
40об |
97 |
Сабли у печенегов и у
Святослава. |
2 |
?!. |
41 |
99 |
Сабля у Ярополка. |
1 |
нет. |
47об |
117 |
Сабля у Волчьего Хвоста
(Св.Владимир). |
1 |
нет. |
71 |
152 |
Ятаган у людей Владимира. |
1 |
нет! |
77об |
167 |
Ятаган у людей Святополка. |
1 |
нет! |
79 |
169 |
Ятаган у людей Святослава. |
1 |
нет. |
79об |
170 |
Ятаганы у людей Ярослава. |
2 |
нет! |
80 |
172 |
Сабля у Ярослава. |
1 |
нет. |
80об |
174 |
Сабля у Ярослава. |
1 |
нет. |
82 |
178 |
Ятаган у Святополка. |
1 |
нет! |
83 |
181 |
Сабля у Мстислава. |
1 |
нет. |
83об |
182 |
Сабля у Редеди(?). |
1 |
да. |
83об |
183 |
Сабля у Мстислава. |
1 |
нет. |
84об |
186 |
Ятаган у Мстислава |
1 |
нет! |
84об |
187 |
Ятаган у Мстислава. |
1 |
нет! |
85об |
190 |
Ятаган и сабля у поляков. |
1/1 |
нет! |
86об 89об |
195 203 |
Сабля у печенегов (все перепутано). Сабля у Ярослава |
1 1 |
да. нет. |
ТАБЛИЦА
8 (продолжение).
95 |
215 |
Сабля
у Всеслава. |
1 |
нет. |
||
97 |
221 |
Сабля у Ярославичей. |
1 |
нет. |
||
103 |
236 |
Ятаган у Яна Вышатича. |
1 |
нет! |
||
104 |
238 |
Ятаганы и сабля у северян. |
1/2 |
нет? |
||
116 |
263 |
Сабля у русичей. |
1 |
нет. |
||
119 |
269 |
Сабля у |
проклятого Нерадца |
. |
1 |
да ? |
127об |
281 |
Сабля или ятаган у половцев. |
1 |
да ! |
||
131об |
292 |
Ятаган у русичей. |
1 |
нет! |
||
131об |
293 |
Сабля у половцев. |
1 |
да. |
||
134 |
298 |
Ятаган у Боняка. |
1 |
да ! |
||
136 |
300 |
Сабля у Изяслава. |
1 |
нет. |
||
144 |
315 |
Сабля у Давыда Игоревича
Волынского. |
1 |
нет. |
||
148 |
327 |
Сабля у Святополка Изяславича Киевского |
1 |
нет. |
||
148 |
328 |
Сабли у русичей. |
2 |
нет. |
||
150об |
335 |
Ятаган у русичей (половцы
бегут). |
1 |
нет. |
||
153об |
343 |
Сабля у русичей (половцы
бегут). |
1 |
нет. |
||
155об |
343 |
Сабля у волынян. |
1 |
нет. |
||
156 |
355 |
Сабли у сарацин. |
2 |
да! |
||
160 |
368 |
Ятаган у Ольговичей. |
1 |
нет! |
||
161 |
370 |
Сабля у Ярослава или у
Мстислава. |
1 |
нет. |
||
167 |
394 |
Сабля у Ольговичей. |
1 |
нет. |
||
169об |
403 |
Ятаган у трубача Ольговичей. |
1 |
нет! |
||
170об |
406 |
Сабли у всех русичей. |
2 |
нет. |
||
172об |
413 |
Сабля у Ольговичей. |
1 |
нет. |
||
176об |
428 |
Ятаган у русичей. |
1 |
нет! |
||
190об |
469 |
Ятаган у половцев или у Юрия Долгорукого |
1 |
?! |
||
192об |
477 |
Ятаган у Изяслава Мстиславича Киевского. |
1 |
нет! |
||
197 |
492 |
Сабли у киевлян. |
2 |
нет. |
||
199 |
497 |
Сабли у киевлян и
переяславцев. |
2 |
нет. |
||
201 |
505 |
Сабля у киевлян или у
галичан. |
1 |
нет. |
||
205 |
517 |
Сабля у владимирцев против
булгар. |
1 |
нет. |
||
206 |
519 |
Сабля у владимирцев против
киевлян. |
1 |
нет. |
||
207об |
524 |
Сабля у половцев. |
1 |
да. |
||
208об |
526 |
Сабля у Михалка Юрьевича. |
1 |
нет. |
||
209 |
527 |
Сабли в дружине Михалка
Юрьевича. |
2 |
нет. |
||
210об |
532 |
Сабля у Михалка Юрьевича. |
1 |
нет. |
||
211об |
532 |
Сабля у Мстислава
Андреевича. |
1 |
нет. |
||
212 |
535 |
Сабли у киевлян. |
2 |
нет. |
||
213об |
540 |
Сабля у Святослава
Всеволодовича. |
1 |
нет. |
||
214об |
541 |
Сабли у заговорщиков
Кучковичей. |
2 |
нет. |
||
214об |
542 |
Сабля
у заговорщиков Кучковичей. |
1 |
нет. |
||
ТАБЛИЦА
8 (окончание).
215 |
543 |
Сабля
у заговорщиков Кучковичей. |
1 |
нет. |
215об |
545 |
Сабли у горожан Боголюбова. |
2 |
да? |
221 |
556 |
Сабли(?) у суздальцев. |
2? |
нет. |
227 |
572 |
Сабля у Романа Глебовича
Рязанского. |
1 |
нет. |
227об |
573 |
Сабля у Всеволода Большое
Гнездо. |
1 |
нет. |
228 |
576 |
Сабля у воина
Всеволода Большое Гнездо. |
1 |
нет. |
231об |
581 |
Ятаган(?)у Владимира Глебовича. |
?1 |
нет. |
232 |
582 |
Сабля у Владимира Глебовича. |
1 |
нет. |
232об |
583 |
Сабля у князя Игоря. |
1 |
нет. |
233 |
585 |
Сабли у половцев. |
2 |
да. |
233об |
586 |
Сабли у князя Игоря и у
половцев. |
2 |
да? |
234 |
588 |
Сабля у половцев, либо у
переяславцев. |
1 |
?? |
234об |
589 |
Сабля у половцев. |
1 |
да. |
238 |
599 |
Сабля у половцев (или у
русичей). |
1 |
?? |
238об |
600 |
Сабля у половцев (или у
русичей). |
1 |
?? |
240об |
603 |
Ятаганы у русичей. |
2 |
нет! |
241об |
605 |
Сабли у русичей. |
2 |
нет. |
245 |
612 |
Сабля
у русичей (против половцев). |
2 |
нет! |
Изображения арабесок и полумесяцев следует описать более подробно. Дуга, которую можно трактовать в неряшливо исполненом рисунке как полумесяц, встречается примерно на одной трети изображенных щитов. Ясно, однако, что, в отличие от возможного изображения полумесяца на башне, теперь в большинстве случаев надо считать, что изображен НЕ полумесяц, поскольку конструкция щита имеет круговую симметрию, и художники обязаны были ее отражать. С учетом данного замечания "мусульмански значимой" оказывается только роспись щитов Юрия Долгорукого на миниатюрах (445;182об) и (447;183). С учетом эквивалентности "Юрий Долгорукий <==> Артаксеркс Долгорукий", предъявленной в [6], столь формальное выделение войск Юрия Долгорукого показывает, что нельзя пренебрегать гипотезой о каких-то различиях (по мнению древнего художника) в вероисповеданиях последнего и остальных князей, встречающихся по ходу повествования. С другой стороны, сразу бросается в глаза то, что Владимир Мономах (точнее – либо он, либо Святополк Изяславич) изображен на миниатюре (351;155) попирающим змею/змея. Аналогия с образом Георгия Победоносца очевидна, но здесь потребуется дополнительный анализ, возникающего хронологического сдвига поскольку традиционные датировки походов на половцев Святополка Изяславича и Владимира Мономаха и походов Юрия Даниловича – прообраза Георгия Победоносца (см. [6]) – различаются на 200 лет.
2.3.
Мусульманские и христианские элементы в головных уборах
Еще одним параметром, который указывает на наличие значительной восточной компоненты в миниатюрах РС, является соотношение между явно восточными и остальными головными уборами, использованными в рисунках. Оно значительно выше, чем аналогичные соотношения для знамен и даже для украшений в изображенной архитектуре. Если принимать во внимание только хорошо выписанные фигуры и не рассматривать детально изображения толпы, которые встречаются весьма часто, особенно в конце РС, равно как и изображения дружин того или иного князя, подаваемые, что называется, в едином строю, то это соотношение превышает 50%. Описанное допущение корректно: во-первых, люди обязаны были ломать шапки перед князьями, которые почти всегда изображены рядом. Это правило, правда, не всегда, но прослеживается в РС. А во-вторых, изображение шапок у простолюдинов таково, что они могут быть названы и чалмами. Наиболее характерная часть данных по ним представлена в таблице 9.
Чалма, "калмыцкая" шапка, корона, шапка
епарха, нимбы ТАБЛИЦА 9.
Лист |
Мин |
Краткий сюжет;
возможные противоречия с хронологией |
8об 9об 10об 15об 28 33об 36об 38 38об 39 39 39об 41 42 47 48 77 83 206 221.5 237 |
14 18 20 39 61 76 85 89 90 92 93 94 98 103 115 119 166 180 519 557 596 |
Шапка епарха переделана в
корону на Рюрике. ? Греки: епарх в шапке с
крестом (шапка епарха). Греки: император, патриарх и
епарх в короне,
с нимбом , в шапке с крестом. Лев VI и Александр в шапках
епарха. ? Византийская
чалма и просто чалма в старом рис. у древлян. ? Византийская чалма у
Святослава. Чалма у Святослава; нимб над
духовником Ольги ? Святослав в шапке епарха
? Император в короне. Император в короне. Святослав в шапке епарха.
? Святослав в шапке епарха.
? На
Олеге и Люте Свенельдиче шапки с полумесяцами ? На
Владимире шапка с полумесяцем ? На
Владимире шапка с полумесяцем в старом рис. ? На
Владимире шапка с полумесяцем (?) в старом рис. ? Нимб
вокруг шапки с полумесяцем (?) на Св.Глебе!! ? Чалма
на дружиннике Ярослава Мудрого.
?
Чалма (?) на плененном киевском княжиче.
Чалма (?) у рязанцев. Две чалмы на воинах Романа
Мстиславича. |
Количество
возможных противоречий – (?) велико. И это без учета аналогичных данных по
шлемам, среди которых много изогнутых (мягких) и шлемов с полумесяцами,
например, на (111;45). Несколько противоречий, видимо, удастся снять при
предположении об ошибочности трактовки (18;9об) как изображения епарха. Иначе
приходится считать, что оформителям РС
было все равно, рисовать ли князя в одеждах священника или поступать ровно
наоборот. И так примерно в половине случаев в начале РС, где мастера «"бережно и тщательно" копировали лицевой
оригинал» ([1], с.9). Отметим также, что короны часто переправлялись ими,
например, на (262;116), а также, что нимба у Владимира Святого нет на половине
миниатюр с его изображениями после 988 года, а на остальных он пририсован
позднее.
2.4. Мусульманские и
христианские элементы на знаменах
Аналогично можно рассмотреть не только архитектурные и военные, но и
другие элементы миниатюр, например, знамена (стяги, флаги, штандарты и т.п.).
Б. А. Рыбаков, говоря о миниатюре (562;223об.), утверждает, что на
знамени в ней приведена монограмма князя (это, на наш взгляд, сомнительно), и
не говорит, имени какого именно князя она соответствует. В рисунке на знамени
есть явные следы арабески. Буквы кириллицы "Д", "Г" или
"П", "Е" или "С" и, быть может, "тета"
и "омега" на ней также присутствуют. Но из них не сложить имени
Всеволода Юрьевича Владимирского (Большое Гнездо), о котором и повествует
данная миниатюра, чей сюжет может быть восстановлен однозначно при принятии
интерпретаций, предложенных в [1], которым мы следуем здесь и далее. Там же он
утверждает, что существует "четкое разделение стягов" у половцев и
русских. Так именно его-то и нет! Штандарты с полумесяцами и с крестами
бывают перепутаны между половцами и русичами.
Во многих изображениях батальных картин использованы штандарты типа крестов, типа полумесяцев и типа бунчуков либо знамена с крестами, флаги с арабесками или с полумесяцами. Разумеется, кресты мы ожидаем увидеть у греков и русичей после 988 года, а все остальное – разве что у печенегов, торков или половцев, хотя в этих случаях уже будут нелады со скалигеровой хронологией. Приводимая ниже таблица 10 показывает, что наши ожидания не оправдываются.
Штандарты, стяги и знамена на батальных миниатюрах ТАБЛИЦА 10.
Лист |
Мин |
Полумесяц/крест/бунчук ;
флаг/штандарт ; у кого он. |
8об 9 10 10 10об 11 12 14 14об 15 |
14 16 19 20 22 24 28 34 35 37 |
Стяг с арабеской у варягов. Стяг с арабеской(?) и
бунчуком у Аскольда и Дира. Флаг с бунчуком у русичей; стяг с арабеской у
Византийского императора Михаила Флаг
с крестами у русичей-язычников. Флаг с бунчуком у Вещего
Олега. Флаг с полумесяцем на древке
у Вещего Олега. Флаг с малым бунчуком (под
ним мог быть “(“ ) у угров. Мусульманское знамя у
Симеона Болгарского; у него же, возможно, был
штандарт с полумесяцем. Флаг
с арабеской и бунчуком у Вещего Олега Возможно, был полумесяц на
мачте корабля у Олега |
21 22 22об 23 23 27 34 35об 37 38 38об 40об 44об 47об 60об 67об 68 69 80 80об 81 89 97 102 139об 156об 173об 176об 181 187об 192об 195об 196 198 201об 211об 219об |
46 51 52 54 55 59 78 82 86 88 91 97 110 117 132 142 144 147 172 173 175 200 221 233 306 356 416 428 441 461 477 487 489 494 506 534 554 |
Флаг
с бунчуком у Симеона Болгарского. Штандарт с бунчуком у греков; 2 флага с бунчуками и штандарт с
полумесяцем у русичей. Флаг с крестами у русичей-язычников. Штандарты
с полумесяцами, флаг с бунчуком у русичей Штандарт
с полумесяцем(?) у Игоря. Флаг
с двумя полумесяцами и бунчуком у Игоря. Флаг
с бунчуком у хазар. Штандарт
с полумесяцем и с бунчуком у печенегов. Флаг
с бунчуком у Святослава. Флаг
с бунчуком у русских и у греков. Флаг
с бунчуком у Святослава. Флаг
с бунчуком у Святослава. Флаг
с бунчуком у варяжских воинов. Флаг
с бунчуком у Владимира Святославича. Флаг
с бунчуком или штандарт с полумесяцем у Владимира. Штандарт
с крестом в старом рисунке над Анастасом. Флаг
с бунчуком у печенегов; штандарт с крестом у Владимира. Флаг
с бунчуком у печенегов. Штандарт с полумесяцем(?) в войске Ярослава Мудрого либо в войске
Святополка Окаянного. Мусульманское
знамя в войске Ярослава Мудрого либо
в войске Святополка Окаянного. Флаг с бунчуком в войске Болеслава и Святополка Окаянного либо в войске
Ярослава Мудрого. Флаг
с бунчуком в войске Владимира Ярославича. Флаг
с бунчуком в старом рисунке у Ярославичей. Флаг
с бунчуком у Всеслава Брячиславича Флаг
с бунчуком у Василька Ростиславича Флаг
с бунчуком или штандарт с полумесяцем у Ярополка(?). Исправлен
штандарт: под бунчуком мог быть полумесяц Штандарт
с крестом у киевского воеводы Шварна. Флаг
с бунчуком в войске Ростислава Юрьевича. Флаг
с бунчуком в войске Владимира Володаревича. Флаг
с бунчуком в войске Изяслава Мстиславича. Флаг
с бунчуком у половцев (все правильно).. Флаг
с арабесками в войске Мстислава Изяславича Штандарт
с крестом в войске Глеба Юрьевича; Флаг
с бунчуком у половцев (все правильно). Флаг
с арабесками в войске Юрия Долгорукого. Флаг
с бунчуком у волжских болгар (все правильно). Штандарт
с крестом в войске Мстислава Ростиславича. |
222 223 223об 228 228об 229 232 232об 233 233 233об 234 234об 234об 242 242об 243 |
560 561 562 575 577 578 582 583 584 585 586 588 589 590 606 607 608 |
Штандарт
с крестом у Всеволода Большое Гнездо. Штандарт
с крестом у Всеволода Большое Гнездо. Флаг
с бунчуком и арабеской (монограмма Всеволода?) Штандарт
с крестом у Всеволода Большое Гнездо. Флаг
с бунчуком в войске Всеволода Большое Гнездо. русичи с бунчуком, под ним ранее
мог быть полумесяц Штандарт с полумесяцем в войске Владимира Глебовича крест на котором
дорисован позже. Штандарт с крестом у Игоря Святославича Новгород-Северского переделан
из штандарта с полумесяцем; полумесяц на штандарте у половцев добавлен позже. Штандарт
с полумесяцем у половцев (все правильно). Штандарт у Игоря Святославича Новгород-Северского то ли с полумесяцем,
то ли с крестом; у половцев - либо штандарт с полумесяцем, либо флаг с
бунчуком. видимо
позднейшая пририсовка креста к штандарту у Игоря
Святославича Новгород-Северского. Штандарт
с полумесяцем у половцев (все правильно). Крест на штандарте в войске Глеба Владимировича переделан (из бунчука?)
и так же на последующих миниатюрах. Штандарты с крестом как у Игоря, так и у половцев; видимо сюжет
миниатюры относится к другой части РС Штандарт
с крестом во Владимире. Половцам пририсовали полумесяц сверху штандарта; штандарт с крестом у
Всеволода Большое Гнездо. Возможный
полумесяц на штандарте у русичей. |
К
вопросу о бунчуках. Вроде бы должно быть так: бунчук прикрепляется в навершье
древка флага или знамени либо у тюрок, либо у мусульман, либо, позднее, у
казаков. В тех редких случаях, когда разночтения в миниатюре отсутствуют
(например, (144;68) "ориентируется" нимбом Владимира), крест оказывается
у русичей, а бунчуки у печенегов. С другой стороны, раз половцы совместно с
печенегами и торками изображены (по знакам отличия) мусульманами, это указывает
как минимум на гораздо более значительную, чем отмечалась до нас, правку
миниатюр после середины XV века. На миниатюрах РС много раз повторяется иллюстрация к утверждению, аналогичному
тому, что сделано в [8], о визуальной неразличимости русских и татарских войск
на древних рисунках Куликовской битвы. Много раз у русских воинов изображены
кривые мечи-сабли, а то и явные ятаганы (миниатюры 43, 144, 535, 582 и др.),
щиты с восточным орнаментом (например, на миниатюрах 445, 447, 453) и штандарты
сомнительного вида: с бунчуком, с чьими-то рогами [4] или просто с полумесяцем,
а также явно мусульманские стяги с арабеской и с полумесяцем (например, на
миниатюрах 34, 173, 489).
2.5.
Восточные элементы в бытовых предметах
Другим значимым и массовым элементом миниатюр является "стол" в
значении сиденья, трона, престола.
Полный постраничный перечень миниатюр с изображениями столов включает в себя 234 миниатюры, на части из которых есть изображения нескольких столов как сидений. Описание 60 миниатюр со столами, на которых есть украшения в виде арабесок или полумесяцев, также слишком велико (на большинстве этих миниатюр нарисовано не по одному столу). Ограничимся здесь упоминанием о том, что в старых вариантах миниатюр подобных украшений было заметно больше, чем осталось после их правки и самыми характерными примерами, сведенными в таблицу 11. Кроме того, само количество сидящих и восседающих на столах показывает, что копиисты, работая над миниатюрами, часто слишком буквально понимали слова летописи за 1016 год о том, что "Ярослав сел в Киеве на столе отцовском и дедовском".
С другой стороны, вводя в термин "стол" восточную компоненту, то есть представляя его гораздо меньшей высоты, чем имеют его западные аналоги, иными словами, считая, что мастера, первоначально иллюстрировавшие один из протографов РС, называли его МАСОЙ или СОФРОЙ (тур.) или ЮСТЭЛЬ (тат.; Ю – мягкое), сразу получаем не только снятие уже отмеченных противоречий, но и явное согласие с сохранившейся в РС точкой зрения автора погодной статьи за лето 6611 (за год 1103) о том, что Святополк и Мономах, строя планы похода на половцев, сидели не в тереме, не в хоромах, но в ШАТРЕ, где для таких столов, почти не возвышающихся над коврами, и есть самое место.
ТАБЛИЦА 11.
Узоры, типа арабесок в бытовых миниатюрах
Лист |
Мин |
Предмет с украшением ; его
принадлежность. |
8 8 14 15 61об 70об 93 100 107об 131 156об 157 160 177об 193об |
12 13 33 37 136 150 212 226 246 290 357 359 368 431 |
Трон с полумесяцами у
императора Михаила в Константинополе Трон у хазар! Столы с полумесяцами в
скриптории у Мефодия Арабеска на корабле Олега,
подступившего к Константинополю Царевна Анна в платье с
полумесяцами Телега с милостыней Св.
Владимира с полумесяцами Стол и стул у Феодосия с крестовидным орнаментом! Всеслав Полоцкий в Киеве на
троне с полумесяцами Святослав Ярославич в Киеве
на троне с полумесяцами Бяндюк или Илтарь (половец)
на троне с полумесяцем! Трон у Владимира Мономаха с
арабеской и полумесяцем см. (357;156об), но
украшения есть только в старом
рисунке Трон с большими полумесяцами
в Чернигове уже у Всеволода?! Изяслав Мстиславич в Киеве
на троне с полумесяцами Владимир Володаревич
Галицкий на троне с полумесяцами |
В завершающую таблицу 12 соберем наиболее яркие примеры использования
древних и явно мусульманских элементов в миниатюрах РС, противоречащих скалигеровой хронологии.
ТАБЛИЦА 12.
Явно древние и явно мусульманские элементы на
миниатюрах РС
Лист |
мин |
Сюжет. Элемент. Примечания |
8об 9об 9об 14 19 27 31об 36об 59об 68 77 80об 93 107 113 115 116 148об 154 156 176 178об 188 196 201об 212об 223об 228об 232 232об 237 |
14 17 18 34 43 59 72 85 129 144 166 173 212 244 254 259 262 329 347 355 426 434 463 489 506 538 562 577 582 583 596 |
3 полумесяца со звездами на стене башни у варягов. ЦАРЬГРАД(?): 6 полумесяцев по 2 над тремя башнями. КИЕВ: два полумесяца и два креста на одной башне. Флаг со звездой и полумесяцем (он зеркален
современному) у Симеона Болгарского. Сабли, переделанные в мечи, у Олега и его воина,
ятаган у конюха Олега; был полумесяц на шлеме. В войске Игоря флаг с бунчуком и арабеской. Крещение Ольги под башней с полумесяцем и звездой. Чалма у Святослава; нимб над духовником (?) Ольги. ЦАРЬГРАД: крест пририсован черными чернилами, скорее всего в XVIII
веке, только к одному из 4 куполов. Ятаган, переправленный на меч, у Изяслава. КИЕВ: полумесяц над шатром; перед ним Святая Глеб. Флаг со звездой и полумесяцем
(он так же зеркален) либо у Святополка Окаянного с поляками, либо у Ярослава
Мудрого с варягами. Студийский монастырь: башня с арабесками и крестами КИЕВ: левая башня украшена полумесяцем. КИЕВ: правая башня 2 раза украшена полумесяцем. КИЕВ: Стол с арабесками; Святополк в византийской
чалме; башня с полумесяцем на вершине шатра (после он весьма неумело
переделан в круг). Арабская грамота у Ярославичей (в старом рисунке). КИЕВ: полумесяцы в углах башен. Вежи половецкие, являющиеся башней или церковью. Меч у сарацин (одетых как рыцари). КИЕВ: трон 3 раза украшен полумесяцами. КИЕВ: крест к куполу пририсован позже поверх текста КИЕВ или ТУРОВ: знамя с полумесяцем над башней. Флаг с арабесками в войске Мстислава Изяславича. Флаг с арабесками в войске Юрия Долгорукого. ВЫШГОРОД: полумесяц над башней. Флаг Всеволода Большое Гнездо с элементами арабесок половцы с прямыми
мечами, а русичи с бунчуком. Русичи с саблей и со штандартом с полумесяцем, крест на котором
дорисован позже. Русичи с саблей, их штандарт с крестом переделан из штандарта с
полумесяцем; полумесяц на штандарте у половцев пририсован позднее. Воины Романа Мстиславича в чалмах. |
3. Заключение
3.1. Выводы
Малое количество изображений штандартов и стягов с крестами в миниатюрах
– 19 и еще меньшее в вооружении – 2 уже не должно удивлять, поскольку оно
вполне аналогично той относительной их доле, которая была отмечена и в
архитектурной компоненте. Удивлять может другое: малое число исправлений
(примерно одинаково незначимое во всех трех рассмотренных случаях), приводящих
их изображения в согласие со скалигеровой хронологией. С одной стороны, они
присутствуют, правда, странно хаотично, в пририсовке креста к куполам (иногда
даже по верхней строке текста), как в случае (434;178об). Создается
впечатление, что переписчики когда хотели, тогда и "возводили" крест
над куполом, то есть, грубо говоря, передали решение этого вопроса потомкам. С
другой стороны, замечательный пример "исправления" штандарта с
полумесяцем на штандарт с крестом на миниатюре (583;232об), при котором
полумесяц просто позабыли стереть, показывает, что это и другие странные
смешения мусульманства с христианством могут быть объяснены единообразно
практически единственным образом.
РС
являлся ЧЕРНОВИКОМ.
Эта мысль уже высказывалась в
литературе (см. эпиграф) на том основании, что правка миниатюр была проведена
технически очень плохо. По нашим наблюдениям, ее вели еще в XVIII веке. Третьим
(независимым от анализа миниатюр) аргументом в пользу данного утверждения
служит разобранная в [3] приостановка вписывания киноварных инициалов после 107
листа, после того как стало ясно: ошибок в тексте и в миниатюрах накопилось так
много (чего стоят одни только заклейки пяти миниатюр, быть может, из-за
повторов их сюжетов, на листах 88об. и 95об.), что надо думать о следующем
экземпляре летописи, который станет беловым. Завершим мы работу
предположительным ответом на вопрос – что же это за рукопись, а пока, заканчивая мысль о промежуточности РС,
скажем:
РС являлся ЧЕРНОВИКОМ,
переписанным с оригинала (являвшегося некоей смоленской летописью [3],
традиционно называемого Радзивиловской летописью [1]), весьма древнего (быть может, XVI века), в миниатюрах которого различия в мусульманстве и в православном христианстве почти не
просматривались, потому как и в быту их к тому времени еще не было слишком
много [6].
3.2.
Гипотезы
Наконец, после сведения воедино всей обнаруженной нами в миниатюрах РС информации о мусульманстве,
многократно исправлявшейся, но все же оставшейся заметной, открываются, как
повелось издревле, три пути в трактовке полученного материала.
Либо, принимая во внимание мнение акад. Б. А. Рыбакова ([4],
с.282) о том, что "иноземные черты сознательно вводились художниками
именно там, где речь шла в РС об
иноземцах", считать, что воззрения "Кенигсбергского Нестора"
(см. чуть ниже) на Древнюю Российскую историю – для него иностранную – были
весьма странно хаотичными.
Либо повторять, вслед за Гердером, о странном христианстве, царившем в
том, бодром духом, Русском государстве IX–XVII веков. В котором хотели
поставить крест над куполом храма – ставили; не хотели – ну и ладно, и так
сойдет. Захотелось украсить башню крестами и полумесяцами сразу – да запросто!
Пойдем на врага со знаменем, на котором те же крест с полумесяцем? – Что за
вопрос, конечно пойдем! Что это у тебя щит, как у западного рыцаря-крестоносца?
– Ничего, в руках-то у меня ятаган! Его, впрочем, как справедливо отмечают
многие, и академик В. Л. Янин в том числе, в случае чего можно было и
не демонстрировать, "пряча в ладан ятаган...". (Этот вариант
трактовки, несмотря на его очевидную разухабистость, имеет подтверждение в самих миниатюрах: на них много раз всадники
держат щиты и удила в разных руках; в
руках у воинов сабли, а на поясе прямые
ножны; два флага на одной миниатюре могут развеваться в разные стороны. Всё это вместе не объяснить даже с учетом
возможного "распараллеливания миниатюр" [11]. Но, учитывая возможный
аврал при написании РС [3],
объяснение очевидно.)
Либо, наконец, приняв во внимание отраженную в эпиграфе точку зрения авторов издания [1], считать, что "Кенигсбергские Несторы" ([3], с.98), торопясь, но не успевая, к приезду Петра I в Кенигсберг, испортили РС, а потому "окончательным вариантом иллюстрированной Радзивиловской летописи" следует считать ее Петровскую копию, которая (согласно [7], с.10–11) "весьма точно воспроизводитъ оригиналъ: "подлинникъ и копiя столь между собою сходны, даже въ рисункахъ, бумагђ и переплетђ – читаемъ мы въ представленiи библiотекаря Шуберта конференцiи Академiи Наукъ отъ 12 января 1814 года, – что первый отличается только цветом, означающимъ древность онаго"... Копiя, переплетенная въ зеленый сафьяновый переплетъ, хранится въ Библiотекђ Академiи Наукъ въ папкђ съ вытиснутымъ на ней названиемъ: "Список Кенигсбергскаго Нестора". Въ каталоге 1818 года значилась подъ № 6, а теперь {в 1902 году} имђет шифру 31.7.22"...
Таким образом, вывод о том,
что Петровская копия РС и есть окончательный вариант Радзивиловской
летописи, можно было сделать, как минимум, 190 лет назад, если бы не
скалигерово-миллерова версия Древней Российской истории, насаждавшаяся правящей
в то время в России династией Романовых.
Работа выполнялась в рамках Компьютерной Школы при ИПМ
им. М. В. Келдыша РАН и ИММ РАН. Авторы благодарят участников
Проекта "История и Плагиат", терпеливо переносивших все тяготы
отладки текста, а также всех слушателей Школы, чьи советы и замечания
способствовали улучшению изложения этого нового для учеников средней школы
материала. Особую благодарность авторы выражают О. А. Пучковой,
внимательно прочитавшей рукопись и рекомендовавшей много улучшающих текст
исправлений.
4.
ЛИТЕРАТУРА
1. Радзивиловская летопись. Факсимильное издание. Т.1. – М.:
"Искусство", СПб.: "Глаголъ", 1995.
2. Радзивиловская, или Кенигсбергская, летопись. Т.1.
Фотомеханическая копия текста. 1902. – СПб., изд. Императорского Общества
Любителей Древней Письменности, CXVIII, 1902.
4. Б. А. Рыбаков. Миниатюры Радзивиловский летописи. //
Радзивиловская летопись. Т.2. – М.: "Искусство", СПб.:
"Глаголъ", 1995.
5. Н. П. Кондаков. Заметка о миниатюрах Кенигсбергского
списка начальной летописи. // Радзивиловская, или Кенигсбергская, летопись.
Т.2. Статьи о тексте и миниатюрах рукописи. – СПб., изд. Императорского
Общества Любителей Древней Письменности, CXVIII, 1902.
7. А. А. Шахматов. Описание рукописи. // Радзивиловская,
или Кенигсбергская, летопись. Т.2. Статьи о тексте и миниатюрах рукописи. –
СПб., изд. Императорского Общества Любителей Древней Письменности, CXVIII,
1902.
9. А. Т. Фоменко. Методы статистического анализа
нарративных текстов и приложения к хронологии. (Распознавание и датировка
зависимых текстов, статистическая древняя хронология, статистика древних
астрономических сообщений ). – М., изд-во МГУ, 1990.
10. Повесть временных лет. Тт.1-2. – М.-Л.: изд-во АН СССР, 1950.
11. О. И. Подобедова.
Миниатюры русских исторических летописей. – М.:
"Наука", 1965.
12. А. В. Березин,
Д. В. Горенков, Н. С. Келлин. Анализ различных нумера-
ций в Радзивиловском Списке. – Препринт ИПМ РАН № 40, Москва,