Восстановление схемы выведения с изменением наклонения по орбите космического аппарата
|
|
- |
элементы
опорной орбиты, |
|
- |
широта
и долгота точки старта, |
|
- |
момент
старта (дата и время старта), |
|
- |
момент прохождения экватора, на котором ожидается
маневр изменения наклонения. |
Выходная информация:
|
- |
элементы
орбиты выведения, |
|
- |
модуль импульса перехода с опорной орбиты
выведения на начальную орбиту, |
|
- |
время прохождения над точкой старта при движении
по опорной орбите. |
1. Вычисляется матрица перехода из ГСК в СК J2000 на
момент времени .
2. По элементам орбиты и моменту прохождения экватора вычисляется вектор
состояния КА: . Устанавливаются начальные состояния признаков:
|
- |
признак наличия решения, удовлетворяющего
ограничениям по высоте перицентра;
этот признак используется для поиска решения с минимальной высотой апоцентра
среди решений, удовлетворяющих ограничению по высоте перицентра; |
|
- |
признак наличия решения; этот признак используется
для поиска решения с максимальной высотой перицентра среди всех решений. |
3. Выполняется перебор по возможным моментам прохождения над точкой старта в диапазоне от до с шагом . Например, .
4. Выполняется перебор по высоте прохождения над
полигоном в диапазоне от до с шагом .
Например,
Для каждой пары значений и выполняются пункты: 5
– 10.
5. Вычисляется положение КА над точкой старта в ГСК по координатам полигона и высоте .
6. Вычисляется матрица перехода из ГСК в СК J2000 на
момент :
,
где
.
7. Вычисляется положение КА в момент прохождения над
точкой старта в СК J2000:
.
8. Решается задача Ламберта для определения орбиты,
обеспечивающей перелет из точки в момент в точку в момент . В результате решения задачи Ламберта будут получены два,
одно или ни одного решения. Если не получено ни одного решения, то происходит
переход к следующей паре значений.
9. Предварительный анализ решений задачи Ламберта.
Если имеется два решения:
,
то выбирается то, для которого наклонение ближе к
наклонению заданной орбиты:
если |
- |
выбирается решение 1, |
если |
- |
выбирается решение 2. |
Если имеется одно решение,
то решение проверяется по критерию:
.
Если решение не
удовлетворяет критерию, происходит переход к следующей паре значений.
Если решение найдено, то
переход к его анализу (п. 10). Обозначим найденное решение как .
10. Вычисляется высота перицентра:
.
Если выполняется условие , то проверяется признак . Если , то это первое найденное решение, удовлетворяющее
ограничению по высоте перицентра. В этом случае элементы орбиты сохраняются в , момент времени сохраняется в (), а признак устанавливается в .
Если , то уже имеется отобранное решение. В этом случае
сравнивается высота апоцентра сохраненного решения с высотой апоцентра
анализируемого решения. Сохраняется решение с меньшей высотой апоцентра, т.е.
проверяется условие: . Если условие выполнено, то в сохраняются элементы орбиты , в − значение .
Далее проверяется признак , который управляет поиском решения с максимальной высотой
перицентра среди всех решений. Если , это первое найденное решение. В этом случае найденное
решение сохраняется в , момент времени сохраняется в (), а признак устанавливается в .
Если , то проверяется условие: . Если это условие выполнено, то в сохраняется , а .
На этом анализ пары и завершается.
11. Выбор решения. Если , то выбирается решение . Если , а , выбирается решение .
Если одновременно и , то решение не найдено.
Если решение найдено, то
переход к п. 12. Найденное решение — это и есть искомая опорная орбита . Соответственно выбранному решению выбирается значение или . Выбранное значение — это время прохождения над точкой
старта при движении по орбите выведения .
12. Расчет модуля импульса. Вычисляется вектор состояния на момент по орбитальным данным : . Вычисляется модуль импульса перехода: .
Замечание. Поиск решений,
удовлетворяющих условию , может выполняться не только по критерию высоты перицентра
опорной орбиты, но и по критерию минимума характеристической скорости или по
комбинации этих критериев.
Результаты. Примеры результатов,
полученных в результате работы алгоритма, описанного выше, приведены в таблицах
1-4 для запусков с космодромов: Мыс Канаверал, Вандерберг, Куру и Сичан.
Таблицы содержат следующие столбцы:
1 |
- |
международное
обозначение пуска, |
2 |
- |
дата
пуска, |
3 |
- |
номер объекта
в Каталоге Космического командования ВВС США, |
4 |
- |
наклонение
начальной орбиты, град, |
5 |
- |
наклонение
опорной орбиты, град, |
6 |
- |
минимальная
высота начальной орбиты, км, |
7 |
- |
максимальная
высота начальной орбиты, км, |
8 |
- |
азимут
выведения, град, |
9 |
- |
интервал времени между достижением минимального расстояния между
трассой и точкой старта и моментом старта, сек, |
10 |
- |
модуль
импульса, м/с, |
11 |
- |
высота
перицентра опорной орбиты, км, |
12 |
- |
высота
апоцентра опорной орбиты, км. |
Для некоторых запусков в открытых официальных материалах организаций, осуществляющих запуски КА, приведены трассы орбит выведения и опорных орбит КА. В этих случаях можно сравнить трассу найденной опорной орбиты и трассу опорной орбиты, приведенную в официальных материалах. На рис. 1a,1b – 7a,7b приведены трассы найденных опорных орбит и приведенных в материалах компаний Boeing и International Launch Services (ILS) по запускам с международными номерами: 2004-003 (рис. 1), 2004-007 (рис. 2), 2004-009 (рис. 3), 2004-017 (рис. 4), 2004-023 (рис. 5), 2004-023 (рис. 6), 2004-045 (рис. 7). Рисунки, номера которых заканчиваются на букву a, содержат трассы найденных орбит, а на букву b — трассы из официальных материалов.
Таблица 1. Анализ выведений с
космодрома «Мыс Канаверал»
Таблица 2. Анализ выведений с
космодрома Вандерберг
Таблица 3. Анализ выведений с
космодрома Куру
Таблица 4. Анализ выведений с
космодрома Сичан
|
Трасса орбиты выведения Рис 1a. Результаты работы алгоритма. Запуск 2004-003.
Серым цветом показана трасса найденной опорной орбиты, черным – трасса орбиты
выведения КА Рис. 1b. Запуск 2004-003. Трассы
орбиты выведения и опорной орбиты КА. Рисунок из материалов компании ILS. MES1, MES2 – начало первого и второго
интервалов работы двигателя разгонного блока. MECO1, MECO2 – конец интервалов работы двигателя
разгонного блока. Merrit
Island,
Antigua,
TDRS
F6,
TDRS
F4 – станции
слежения.
Рис. 2a. Результаты работы алгоритма. Запуск 2004-007.
Серым цветом показана трасса найденной опорной орбиты, черным – трасса орбиты
выведения КА Рис. 2b. Запуск 2004-007. Трассы
опорной орбиты и орбиты выведения КА. Рисунок из материалов компании ILS. MES1, MES2 – начало первого и второго
интервалов работы двигателя разгонного блока. MECO1, MECO2 – конец интервалов работы двигателя
разгонного блока. Merrit
Island,
Antigua,
TDRS
F6,
TDRS
F4
– станции слежения. Рис. 3a. Результаты работы алгоритма. Запуск 2004-009.
Серым цветом показана трасса найденной опорной орбиты, черным – трасса орбиты
выведения КА
Рис. 3b. Запуск 2004-009. Трассы
орбиты выведения и опорной орбиты КА. Рисунок из материалов компании Boeing
Рис 4a. Результаты работы алгоритма. Запуск 2004-017.
Серым цветом показана трасса найденной опорной орбиты, черным – трасса орбиты
выведения КА Рис. 4b. Запуск 2004-017. Трассы
орбиты выведения и опорной орбиты КА. Рисунок из материалов компании ILS Рис. 5a. Результаты работы алгоритма. Запуск 2004-023.
Серым цветом показана трасса найденной опорной орбиты, черным – трасса орбиты
выведения КА. Рис. 5b. Запуск 2004-023. Трассы
орбиты выведения и опорной орбиты КА. Рисунок из материалов компании Boeing Рис. 6a. Результаты работы алгоритма. Запуск 2004-048.
Серым цветом показана трасса найденной опорной орбиты, черным – трасса
промежуточной орбиты КА Рис. 6b. Запуск 2004-048. Трассы
орбиты выведения, промежуточной орбиты и опорной орбиты КА. Рисунок из
материалов компании ILS Рис. 7a. Результаты работы алгоритма. Запуск 2004-045.
Серым цветом показана трасса найденной опорной орбиты, черным – трасса
переходной орбиты КА
Рис. 7b. Запуск 2004-045. Трассы
орбиты выведения и опорной орбиты КА. Рисунок из материалов компании Boeing Выводы 1. Предложен алгоритм,
позволяющий по орбите, на которую был выведен КА ракетой-носителем и разгонным
блоком, определять параметры опорной орбиты, азимут пуска и затраты
характеристической скорости на маневр изменения наклонения. 2. Выполнены расчеты с
использованием предложенного алгоритма для запусков с космодромов: Мыс
Канаверал, Ванденберг, Куру и Сичан. Список литературы 1. David A. Vallado, Paul Crawford,
Richard Hujsak, T. S. Kelso. Revisiting Spacetrack
Report #3, AIAA 2006-6753. 2.
John H. Seago, David A. Vallado. THE
COORDINATE FRAMES OF THE US SPACE OBJECT CATALOGS, AIAA 2000-4025. 3. Охоцимский Д.Е.,
Сихарулидзе Ю.Г. Основы механики космического полета. M.: Наука, 1990. 4. М.Ф.Субботин Введение в теоретическую астрономию.
М.: Наука, 1968. 5. Эльясберг П.Е. Введение в теорию полета искусственных
спутников Земли. М.: Наука, 1965. 6. Албуи А. Лекции о задаче
дух тел. В кн.: Задача Кеплера. Столкновения. Регуляризация. М.-Ижевск. Институт компьютерных исследований, 2006. 7.
Akim E.L., Stepaniants V.A., Tuchin A.G. Tracking of the launch-vehicle during
the insertion to Earth orbit // RBCM – J. of the Braz. Soc. Mecanical Sciences
Vol. XXI – Special Issue – 1999, рр. 387-399. 8. Интернет-сайт CelesTrak:
http://www.celestrak.com |