Восстановление схемы выведения с изменением наклонения по орбите космического аппарата

( Analysis of launch profiles with change of inclination based on data on primary determined orbits
Preprint, Inst. Appl. Math., the Russian Academy of Science)

Агапов В.М., Галустов И.А., Каменский С.Ю., Тучин А.Г.
(V.Agapov, I.Galustov, S.Kamensky, A.Tuchin)

ИПМ им. М.В.Келдыша РАН

Москва, 2007

Аннотация

Располагая данными о начальной орбите КА (орбите выведения или промежуточной орбите сложной схемы выведения), координатах точки старта и временем старта, можно восстановить схему выведения: оценить параметры опорной орбиты, на которую выводится КА вместе с разгонным блоком или с последней ступенью ракеты-носителя (РН) перед проведением маневра, азимут запуска и затраты характеристической скорости на маневр перехода на начальную орбиту. Препринт посвящен построению алгоритма получения этих оценок. Располагая данными о начальной орбите, можно оценить долготу восходящего узла на момент первого пересечения плоскости экватора после момента старта. По оценке долготы восходящего узла, времени старта и координатам точки старта оцениваются азимут запуска и наклонение опорной орбиты РН. Если наклонение опорной орбиты отличается от наклонения начальной орбиты, то произошел запуск с изменением наклонения. Другие параметры опорной орбиты и затраты характеристической скорости оцениваются с использованием задачи Ламберта, которая позволяет определять параметры орбиты по двум положениям и моментам времени. Положение на левом конце находится на некоторой высоте над точкой старта. Момент времени, соответствующий левому концу, принадлежит интервалу времени справа от момента старта. Выполняется перебор по возможным положениям и моментам времени на левом конце. Параметры опорной орбиты при переборе выбираются из условий на минимальную высоту опорной орбиты и модуль вектора характеристической скорости. В докладе приведены примеры анализа выведений с космодромов: Мыс Канаверал, Ванденберг, Куру, Сичан.

Abstract

Information about the orbital motion of spacecraft is available via Internet where one can find the two- line elements of the primary orbit. If we know the primary orbit, the coordinates of the launch site and the time we can restore the launch profile: we can evaluate the launch azimuth and the characteristic velocity required for the transition to the primary orbit. The work is presenting the procedure for evaluation of these parameters. With available data on the primary orbit we can evaluate the longitude of the ascending node for the time of the first crossing of the equator plane. Using the estimates of the ascending node, the time of the launch and the coordinates of the launch site we can evaluate the azimuth and the inclination of the launch. If the inclination of the launch orbit differs from the inclination of the primary deployment orbit then we have the case of launch with change of the inclination. The other parameters of the launch orbit and the characteristic velocity can be evaluated by solving Lambert problem for determination of orbital parameters using two positions and two reference times. The position for the left end should be above the launch site. The time corresponding to the left end belongs to the interval, which is located to the right from the time of the launch. Then we perform the search on possible positions and the times at the left end. The parameters of the launch orbit are selected to satisfy the conditions for the minimum altitude of the launch orbit and minimum module of characteristic velocity. The paper presents the analysis for the launches from Canaveral, Vandenberg, Kuru and Sychuan launch sites.

Введение. Данные об орбитальном движении космических аппаратов (КА) доступны по каналам Internet в виде двустрочных элементов (TLE) [1,2,8]. Располагая данными о начальной (первой) орбите КА, выведенного ракетой-носителем (РН) и разгонным блоком (РБ), координатах точки старта и временем старта, можно восстановить схему выведения: оценить параметры орбиты, на которую выводится КА вместе с разгонным блоком (опорной орбиты), азимут запуска и затраты характеристической скорости на маневр перехода на начальную орбиту. Препринт посвящен построению алгоритма получения этих оценок.

Начальной орбитой может быть орбита выведения или промежуточная орбита в случае сложной схемы выведения. Располагая данными о начальной орбите, можно оценить долготу восходящего узла на момент первого пересечения плоскости экватора после момента старта. По оценке долготы восходящего узла, времени старта и координатам точки старта оцениваются азимут запуска и наклонение опорной орбиты. Под опорной орбитой понимается орбита, по которой двигался КА после завершения основной части активного участка. Если наклонение опорной орбиты отличается от наклонения начальной орбиты, то произошел запуск с изменением наклонения. Параметры опорной орбиты и затраты характеристической скорости оцениваются с использованием задачи Ламберта [3-6], которая позволяет определять параметры орбиты по двум положениям и моментам времени. Маневр изменения наклонения может быть модельно представлен в виде мгновенного импульса, выданного в момент прохождения узла орбиты. Будем считать, что маневр, изменивший наклонение, произошел в момент, когда начальная орбита в первый раз после момента старта пересекает экваториальную плоскость. Тем самым определено положение на правом конце и соответствующий момент времени, необходимые как исходные данные для задачи Ламберта. Положение на левом конце находится на некоторой высоте над точкой старта. Момент времени, соответствующий левому концу, принадлежит интервалу справа от момента старта. Выполняется перебор по возможным положениям и моментам времени на левом конце. Параметры опорной орбиты при переборе определяются из условий на высоту перицентра и затрат характеристической скорости, необходимой для перехода с опорной на начальную орбиту.

В докладе приведены примеры анализа выведений с космодромов: Мыс Канаверал, Ванденберг, Куру, Сичан.

Авторы выражают признательность В.А. Степаньянцу, оказавшему существенную помощь в работе над препринтом

 

Формализация и постановка задачи. Рассмотрим следующую модель. После старта КА и разгонный блок (или последняя ступень РН) движутся по опорной траектории до момента пересечения экватора. При пересечении экватора разгонный блок выдает импульс, который изменяет наклонение. Возможные моменты времени приложения мгновенного импульса, изменившего наклонение, и соответствующие положения КА можно определить по начальной орбите как моменты времени прохождения восходящих и нисходящих узлов.

Рассмотрим теперь движение КА по опорной орбите. Двигаясь по этой орбите, КА должен был бы пройти над точкой старта в некоторый момент времени, который наступил позже момента старта на несколько минут. Задав возможный диапазон высот прохождения над точкой старта опорной орбиты, получим множество моментов времени и положений КА.

Таким образом, для опорной орбиты определено множество возможных положений (в районе точки старта) и соответствующих им моментов времени (левый конец) и множество возможных положений и соответствующих им моментов времени в момент изменения наклонения (правый конец). Для каждой пары из множеств на левом и правом конце можно определить опорную орбиту, решив задачу Ламберта. Выполняя перебор по элементам множеств на левом и правом концах, получим различные опорные орбиты. По опорной и начальной орбитам можно вычислить характеристическую скорость, необходимую для изменения наклонения. Среди множества опорных орбит, получаемых в результате перебора, следует рассматривать только такие, которые удовлетворяют ограничению по высоте перицентра. Из множества опорных орбит, удовлетворяющих ограничению, выбирается такая, для которой минимален импульс изменения наклонения.

 

Метод решения задачи. Введем следующие обозначения:  - широта полигона старта,  - долгота полигона старта,  - момент старта (дата и время старта),  - вектор состояния начальной орбиты (орбиты выведения или промежуточной орбиты в случае сложной схемы выведения),  - момент времени, соответствующий вектору состояния .

Вначале проверяется: изменилось ли наклонение. Для этого по начальным условиям начальной орбиты численным интегрированием вычисляется  вектор состояния на момент старта в гринвичской системе координат, фиксированной на этот же момент. Вычисляются долгота восходящего узла и наклонение  орбиты, определяемые вектором состояния .

Далее с использованием широты  и долготы точки старта вычисляется вектор  — положение точки старта в ГСК и орт этого вектора: . Оценка наклонения орбиты вычисляется по формуле:

Если  модуль разности наклонения начальной орбиты и наклонения, вычисленного по точке старта, больше заданного порога, то в процессе выведения произошло изменение наклонения. Рассмотрим алгоритм, позволяющий для этого случая восстановить схему выведения, оценить азимут запуска, затраты характеристической скорости на маневр изменения наклонения и параметры орбиты до изменения наклонения.

Рассмотрим более подробно этот алгоритм.

Входная информация:

-

элементы опорной орбиты,

-

широта и долгота точки старта,

-

момент старта (дата и время старта),

-

момент прохождения экватора, на котором ожидается маневр изменения наклонения.

Выходная информация:

-

элементы орбиты выведения,

-

модуль импульса перехода с опорной орбиты выведения на начальную орбиту,

-

время прохождения над точкой старта при движении по опорной орбите.

 

1. Вычисляется матрица  перехода из ГСК в СК J2000 на момент времени .

2. По элементам орбиты и моменту прохождения экватора  вычисляется вектор состояния КА: . Устанавливаются начальные состояния признаков:

-

признак наличия решения, удовлетворяющего ограничениям по  высоте перицентра; этот признак используется для поиска решения с минимальной высотой апоцентра среди решений, удовлетворяющих ограничению по высоте перицентра;

-

признак наличия решения; этот признак используется для поиска решения с максимальной высотой перицентра среди всех решений.

3. Выполняется перебор по возможным моментам прохождения над точкой старта в диапазоне от до  с шагом . Например, .

4. Выполняется перебор по высоте прохождения над полигоном в диапазоне от до с шагом .
Например,

Для каждой пары значений и  выполняются пункты: 5 – 10.

5. Вычисляется положение КА над точкой старта в ГСК по координатам полигона   и высоте .

6. Вычисляется матрица перехода из ГСК в СК J2000 на момент :

,

где

.

7. Вычисляется положение КА в момент прохождения над точкой старта в СК J2000:

.

8. Решается задача Ламберта для определения орбиты, обеспечивающей перелет из точки в момент в точку  в момент . В результате решения задачи Ламберта будут получены два, одно или ни одного решения. Если не получено ни одного решения, то происходит переход к следующей паре значений.

9. Предварительный анализ решений задачи Ламберта. Если имеется два решения:

,                                

то выбирается то, для которого наклонение ближе к наклонению заданной орбиты:

если

 

-

 

выбирается решение 1,

если

 

-

 

выбирается решение 2.

Если имеется одно решение, то решение проверяется по критерию:

.                                                                                         

Если решение не удовлетворяет критерию, происходит переход к следующей паре значений.

Если решение найдено, то переход к его анализу (п. 10). Обозначим найденное решение как .

10. Вычисляется высота перицентра:

.                                      

Если выполняется условие , то проверяется признак . Если , то это первое найденное решение, удовлетворяющее ограничению по высоте перицентра. В этом случае элементы орбиты  сохраняются в , момент времени сохраняется в (), а признак  устанавливается в .

Если , то уже имеется отобранное решение. В этом случае сравнивается высота апоцентра сохраненного решения с высотой апоцентра анализируемого решения. Сохраняется решение с меньшей высотой апоцентра, т.е. проверяется условие: . Если условие выполнено, то в сохраняются элементы орбиты , в  − значение .

Далее проверяется признак , который управляет поиском решения с максимальной высотой перицентра среди всех решений. Если , это первое найденное решение. В этом случае найденное решение  сохраняется в , момент времени сохраняется в  (), а признак  устанавливается в .

Если , то проверяется условие: . Если это условие выполнено, то в  сохраняется , а .

На этом анализ пары и завершается.

11. Выбор решения. Если , то выбирается решение . Если , а , выбирается решение .

Если одновременно  и , то решение не найдено.

Если решение найдено, то переход к п. 12. Найденное решение — это и есть искомая опорная орбита . Соответственно выбранному решению выбирается значение или . Выбранное значение — это время прохождения над точкой старта при движении по орбите выведения .

12. Расчет модуля импульса. Вычисляется вектор состояния на момент по орбитальным данным : . Вычисляется модуль импульса перехода: .

Замечание. Поиск решений, удовлетворяющих условию , может выполняться не только по критерию высоты перицентра опорной орбиты, но и по критерию минимума характеристической скорости или по комбинации этих критериев.

 

Результаты. Примеры результатов, полученных в результате работы алгоритма, описанного выше, приведены в таблицах 1-4 для запусков с космодромов: Мыс Канаверал, Вандерберг, Куру и Сичан. Таблицы содержат следующие столбцы:

1

-

международное обозначение пуска,

2

-

дата пуска,

3

-

номер объекта в Каталоге Космического командования ВВС США,

4

-

наклонение начальной орбиты, град,

5

-

наклонение опорной орбиты, град,

6

-

минимальная высота начальной орбиты, км,

7

-

максимальная высота начальной орбиты, км,

8

-

азимут выведения, град,

9

-

интервал времени между достижением минимального расстояния между трассой и точкой старта и моментом старта, сек,

10

-

модуль импульса, м/с,

11

-

высота перицентра опорной орбиты, км,

12

-

высота апоцентра опорной орбиты, км.

 

Для некоторых запусков в открытых официальных материалах организаций, осуществляющих запуски КА, приведены трассы орбит выведения и опорных орбит КА. В этих случаях можно сравнить трассу найденной опорной орбиты и трассу опорной орбиты, приведенную в официальных материалах. На рис. 1a,1b – 7a,7b приведены трассы найденных опорных орбит и приведенных в материалах компаний Boeing и International Launch Services (ILS) по запускам с международными номерами: 2004-003 (рис. 1), 2004-007 (рис. 2), 2004-009 (рис. 3), 2004-017 (рис. 4), 2004-023 (рис. 5), 2004-023 (рис. 6), 2004-045 (рис. 7). Рисунки, номера которых заканчиваются на букву a, содержат трассы найденных орбит, а на букву b — трассы из официальных материалов.

 

 



Таблица 1. Анализ выведений с космодрома «Мыс Канаверал»

N пуска

Дата

N в кат

i, град

i, град

h, км

H, км

A, град

t, сек

, м/с

h, км

H, км

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

2004-003

05.02.04

28154

12.404

28.681

184.6

35783.3

92.848

300

3540.0

170.9

184.7

2004-007

13.03.04

28184

24.818

28.719

182.7

35814.4

93.588

270

2527.4

171.2

238.1

2004-009

20.03.04

28190

38.926

35.458

190.0

20237.7

112.597

240

2263.9

221.6

266.3

2004-017

19.05.04

28252

12.296

28.708

216.3

35874.3

93.373

270

3536.9

175.2

290.3

2004-023

23.06.04

28361

38.940

35.234

187.7

20362.2

112.430

300

2301.7

174.6

352.5

2004-045

06.11.04

28474

39.131

35.213

175.1

20378.9

112.320

300

2276.1

178.6

257.0

2004-047

20.11.04

28485

20.532

28.654

591.6

607.1

92.149

30

1072.3

170.4

594.1

2004-048

17.12.04

28472

27.189

28.608

168.0

5248.1

92.027

180

1416.8

176.1

440.6

2004-050

21.12.04

28500

27.252

28.927

275.5

36454.3

95.086

300

2487.1

176.4

292.9

2005-004

03.02.05

28537

63.420

79.091

1012.0

1212.3

13.461

120

1885.7

267.5

1012.4

2005-016

30.04.05

28646

57.014

61.887

474.3

724.1

34.648

330

399.7

210.7

717.7

2005-038

26.09.05

28874

39.440

35.769

286.4

20330.3

113.256

270

2289.3

172.7

471.2


Таблица 2. Анализ выведений с космодрома Вандерберг

N пуска

Дата

N в кат

i, град

i, град

h, км

H, км

A, град

t, сек

, м/с

h, км

H, км

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

2004-026

15.07.04

28376

98.208

96.713

667.6

683.3

188.646

60

489.3

 -49.5

912.7

2005-014

15.04.05

28642

97.738

100.233

519.7

549.5

194.437

270

717.0

72.5

938.5

2005-018

20.05.05

28654

98.742

97.065

855.0

857.6

189.090

60

919.7

-58.3

1692.2

 

Таблица 3. Анализ выведений с космодрома Куру

N пуска

Дата

N в кат

i, град

i, град

h, км

H, км

A, град

t, сек

, м/с

h, км

H, км

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

2004-049

18.12.04

28492

98.070

138.986

663.7

674.0

325.053

570

3461.6

391.6

668.7

2005-049

21.12.05

28911

3.680

6.421

595.5

35883.4

93.846

270

2466.9

173.1

768.5

2006-007

11.03.06

28945

4.993

6.001

252.7

35789.3

93.081

360

2428.4

175.3

391.6

 

Таблица 4. Анализ выведений с космодрома Сичан

N пуска

Дата

N в кат

i, град

i, град

h, км

H, км

A, град

t, сек

, м/с

h, км

H, км

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

2004-012

18.04.04

28220

97.634

99.765

558.1

615.6

351.772

330

98.7

303.8

587.6

2004-042

19.10.04

28451

27.009

29.937

281.7

35654.5

101.029

270

2491.5

231.3

281.8

2004-046

18.11.04

28479

98.050

100.369

701.6

928.4

351.091

330

194.0

267.6

770.8

2005-012

12.04.05

28638

25.980

28.848

212.4

49699.9

96.714

240

2655.2

173.3

316.9

 

 



Трасса орбиты выведения

 

Рис 1a. Результаты работы алгоритма. Запуск 2004-003. Серым цветом показана трасса найденной опорной орбиты, черным – трасса орбиты выведения КА

 

 

Рис. 1b. Запуск 2004-003. Трассы орбиты выведения и опорной орбиты КА. Рисунок из материалов компании ILS. MES1, MES2 – начало первого и второго интервалов работы двигателя разгонного блока. MECO1, MECO2 – конец интервалов работы двигателя разгонного блока. Merrit Island, Antigua, TDRS F6, TDRS F4 – станции слежения.


Подпись:

 


Рис. 2a. Результаты работы алгоритма. Запуск 2004-007. Серым цветом показана трасса найденной опорной орбиты, черным – трасса орбиты выведения КА


 

 

Рис. 2b. Запуск 2004-007. Трассы опорной орбиты и орбиты выведения КА. Рисунок из материалов компании ILS. MES1, MES2 – начало первого и второго интервалов работы двигателя разгонного блока. MECO1, MECO2 – конец интервалов работы двигателя разгонного блока. Merrit Island, Antigua, TDRS F6, TDRS F4 – станции слежения.

 

 

Рис. 3a. Результаты работы алгоритма. Запуск 2004-009. Серым цветом показана трасса найденной опорной орбиты, черным – трасса орбиты выведения КА

 

 

 


 

Рис. 3b. Запуск 2004-009. Трассы орбиты выведения и опорной орбиты КА. Рисунок из материалов компании Boeing



Подпись:


Рис 4a. Результаты работы алгоритма. Запуск 2004-017. Серым цветом показана трасса найденной опорной орбиты, черным – трасса орбиты выведения КА


 

Рис. 4b. Запуск 2004-017. Трассы орбиты выведения и опорной орбиты КА. Рисунок из материалов компании ILS

 

 

Рис. 5a. Результаты работы алгоритма. Запуск 2004-023. Серым цветом показана трасса найденной опорной орбиты, черным – трасса орбиты выведения КА.

 

 

 

 

Рис. 5b. Запуск 2004-023. Трассы орбиты выведения и опорной орбиты КА. Рисунок из материалов компании Boeing

 

 

Рис. 6a. Результаты работы алгоритма. Запуск 2004-048. Серым цветом показана трасса найденной опорной орбиты, черным – трасса промежуточной орбиты КА



Рис. 6b. Запуск 2004-048. Трассы орбиты выведения, промежуточной орбиты и опорной орбиты КА. Рисунок из материалов компании ILS

 

Рис. 7a. Результаты работы алгоритма. Запуск 2004-045. Серым цветом показана трасса найденной опорной орбиты, черным – трасса переходной орбиты КА

 

 

 

 


 

Рис. 7b. Запуск 2004-045. Трассы орбиты выведения и опорной орбиты КА. Рисунок из материалов компании Boeing

 

Выводы

1. Предложен алгоритм, позволяющий по орбите, на которую был выведен КА ракетой-носителем и разгонным блоком, определять параметры опорной орбиты, азимут пуска и затраты характеристической скорости на маневр изменения наклонения.

2. Выполнены расчеты с использованием предложенного алгоритма для запусков с космодромов: Мыс Канаверал, Ванденберг, Куру и Сичан.

 

Список литературы

1. David A. Vallado, Paul Crawford,  Richard Hujsak,  T. S. Kelso.  Revisiting Spacetrack Report #3, AIAA 2006-6753.

2. John H. Seago,  David A. Vallado. THE COORDINATE FRAMES OF THE US SPACE OBJECT CATALOGS,  AIAA 2000-4025.

3. Охоцимский Д.Е., Сихарулидзе Ю.Г. Основы механики космического полета. M.: Наука, 1990.

4. М.Ф.Субботин Введение в теоретическую астрономию. М.: Наука, 1968.

5. Эльясберг П.Е.  Введение в теорию полета искусственных спутников Земли. М.: Наука, 1965.

6. Албуи А. Лекции о задаче дух тел. В кн.: Задача Кеплера. Столкновения. Регуляризация. М.-Ижевск. Институт компьютерных исследований, 2006.

7. Akim E.L., Stepaniants V.A., Tuchin A.G. Tracking of the launch-vehicle during the insertion to Earth orbit // RBCM – J. of the Braz. Soc. Mecanical Sciences Vol. XXI – Special Issue – 1999, рр. 387-399.

8. Интернет-сайт CelesTrak: http://www.celestrak.com