Аннотация
Исследованы траектории экспедиций космических аппаратов с электроракетными двигателями малой тяги по доставке
образцов вещества с малых тел Солнечной системы – астероидов Веста, Фортуна и спутника Марса Фобоса.
Для экспедиции к Фобосу проведен анализ траекторий полета, определены пределы оптимизации доставляемой к нему полезной массы КА,
дана оценка потерь в полезной массе при использовании двигателя малой тяги с постоянной скоростью истечения.
Показано удобство использования модели двигателя идеально регулируемой малой тяги для расчета и анализа траекторий
перелета КА с малой тягой.
Abstract
Trajectories of spacecraft with electro-rocket engine for missions to the Main Belt asteroids Vesta,
Fortuna and Mars’ satellite Phobos are investigated. The goal of missions – delivering of ground samples to the Earth.
For Phobos mission analysis of trajectories is done for a big range of start/finish dates. The payload mass delivered to Phobos is estimated.
The difference in payload mass for two models of low thrust: with variable (i.e. “ideal”) and constant jet velocity is considered.
The usage of ideal model for calculation and analysis of trajectories is proved.
Введение.
Научная важность исследования малых тел, в первую очередь астероидов Главного
пояса, комет группы Юпитера и спутников больших планет основана на связи с фундаментальной
научной проблемой – о происхождении и эволюции Солнечной системы и связанной с
нею проблемы формирования и состава Земли, которая имеет важное прикладное
значение [1]. Модель происхождения Солнечной системы, полученная путем
численного моделирования в ИПМ им. М.В. Келдыша РАН в 1970-х годах Т.М. Энеевым
и Н.Н. Козловым [2] предлагает некоторые подходы, имеющие соответствия в данных
современной космохимии. Различные области Солнечной системы – кольцевые зоны формирования
планет из общего протопланетного диска – согласно этой модели на первоначальной
стадии имели слабое перемешивание и могли бы заметно отличаться по своему химическому
составу, входящим в этот состав изотопам, а также по образовавшимся в них
минералам. Для оценки химического состава Протоземли важно было бы получить
образцы вещества из нескольких различных поясов Солнечной системы, чтобы по ним
составить представление о веществе Земли.
При этом следует иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, желательно,
чтобы эти образцы относились к «реликтовому» веществу, сохранившему минеральный, химический и изотопный состав со
времен формирования Солнечной системы в возможно неизмененном виде. Вещество
больших планет этому условию не удовлетворяет, так как оно прошло через
многочисленные геологические процессы. Считается, что в неизмененном виде может
сохраниться вещество небесных тел
размерами около 100-200 км в диаметре. Во-вторых, необходимо знать, из какой
области Солнечной системы происходят полученные образцы вещества. Доставленные
с Луны образцы грунта показали, в основном, близость с веществом Земли, притом,
лунное вещество прошло через изменения и
не может считаться реликтовым. Кроме
земного вещества, в нашем распоряжении имеются многочисленные образцы вещества
метеоритов. Однако, представляется весьма вероятным, что метеориты, как и
порождающие их астероиды, сближающиеся с Землей (АСЗ), образующие группы Амура,
Аполлона и Атона, являются мигрантами из отдаленных областей Солнечной системы
[3]. Образцы реликтового вещества можно получить, причем с привязкой к
известной области, с некоторых спутников планет и из Главного пояса астероидов.
Чтобы содержать реликтовое вещество из данной зоны протопланетного диска,
спутники должны быть относительно небольшими и близко расположенными к планете.
Удовлетворяют этим требованиям спутники Марса Фобос и Деймос.
Необходимость детального изучения
минерального и изотопного состава
малых тел ставит задачу десанта на их
поверхность и доставки образцов их вещества на Землю. С 1980-х годов в
Институте прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН проводились расчеты
оптимальных траекторий полетов КА с электроракетными двигателями малой тяги
(МТ) к малым телам Солнечной системы (см., например, [4-12]). Проекты
Российско-германской исследовательской группы "Фортуна" [8] и
российский "Фобос-Грунт" [14] ставят целью доставку с малых тел образцов
"реликтового" вещества (сохранившегося в слабо измененном виде со
времени формирования Солнечной системы) с использованием двигателей малой тяги.
В работе излагаются результаты исследования траекторий экспедиций к астероидам
Главного пояса и к спутнику Марса Фобосу с помощью двигателей МТ. Для полетов к
астероидам (на примере астероидов Веста и Фортуна) предполагалось использование
ракеты носителя Протон и ядерной
энергоустановки типа "ТОПАЗ" [8], при полете к Фобосу, – ракеты
носителя Союз и солнечных батарей
[14]. Даты экспедиций приводятся в том виде, как они были получены, имея в
виду, что окна старта к Весте и Фортуне повторяются через ~ 1.4 года, а к Фобосу – через 2 года.
При этом основные качественные
(и в значительной степени количественные) результаты исследования остаются
справедливыми и для последующих дат экспедиций.
При межпланетных полетах КА с МТ принимается следующая схема полета: разгон
с помощью двигательной установки (ДУ) большой тяги (БТ – химического двигателя)
с орбиты низкого ИСЗ до гиперболического избытка скорости "на
бесконечности" V¥ в сфере действия Земли, межпланетный полет с ДУ МТ до
цели, – например, малого тела. В наших расчетах траекторий полетов КА с МТ к
малым телам, как правило, использовалась модель ДУ "идеально регулируемой"
МТ – без ограничений на величину и направление вектора реактивной тяги и на
величину скорости истечения реактивной струи. Технически более реалистична
модель ДУ МТ с постоянной скоростью истечения реактивной струи Vс = const, однако, оптимизация траекторий
перелета по этой модели МТ и их анализ усложнены по сравнению с моделью
идеально регулируемой МТ. Притом, основные характеристики перелетов по обеим
моделям МТ во многих случаях достаточно близки, – что позволяет использовать
модель идеально регулируемой МТ на первом этапе расчета перелетов, для их
анализа и в качестве начального приближения для расчетов по модели МТ с VС = const. Расчет траектории по модели идеально регулируемой МТ
указывает также предельные возможности для МТ с VС = const по величине МК
массы КА у данной цели.
На заре исследования полетов КА с малой тягой было
показано (см. [5, 13]), что для идеально регулируемого двигателя МТ при
постоянной мощности NЭЛ
его энергоустановки имеет место разделение задачи оптимизации на массовую и
траекторную. Трудоемкое и сложное построение оптимальной по величине МК траектории перелета может
проводиться независимо от выбора параметров КА и ДУ; оно приводится к задаче
минимизации критерия J затрат на
перелет:
tК
J
≡ ò f2 (t) dt
® min , (1)
tН
где f – ускорение реактивной струи, tН, tК – начальный и
конечный моменты перелета. Затем, по величине J и характеристикам КА и ДУ, – M0, начальной массы КА и
NС, мощности "в струе" (NС = kNЭЛ, k – к.п.д. преобразования, NЭЛ электрическая мощность), массовые
характеристики КА получаются простым досчетом
МК = M0 / (1+
ν ), ν º МРТ
/ МК = J M0 / 2NС. (2)
Здесь МК, МРТ – конечная масса КА и масса затрат рабочего тела,.
Пусть МЭДУ , МКА – масса энергетической установки вместе с ДУ и
"сухая" масса КА (включая служебные системы), а масса баков МБ пропорциональна массе рабочего тела МБ = α МРТ (например, α = 0.2), тогда из формул
M0 = МК + MРТ , M0 =
(1+α) МРТ + МЭДУ + МКА + МП ,
получается полезная масса МП КА у цели
МП = (1- α ν)M0 /(1+
ν) – МЭДУ – МКА . (3)
Величина ν
характеризует экономичность полета, – долю МРТ
в общей массе КА. Заметим, что зависимость полезной массы МП , как функции параметров траектории и КА, в случае
близости к оптимуму является в большинстве случаев пологой. Поэтому небольшие
отклонения значений параметров от оптимальных слабо влияют на величину МП , что позволяет при
анализе и прикидочных расчетах в ряде случаев ограничиться приближенными их
значениями.
Экспедиции по доставке образцов
вещества с астероидов Главного пояса
Задача
доставки на Землю образца грунта с астероида Главного пояса представляет
большой научный интерес. Тонкие анализы изотопного состава грунта, определение
изотопного дефицита по отношению к веществу Солнца и т.п. имеют принципиальное значение для изучения Солнечной
системы. Подобные анализы, возможные лишь в земных условиях, могли бы стать
эталоном для калибровки более грубых анализов при автоматическом исследовании малых
тел. В настоящее время для полетов к
астероидам, кометам и доставки вещества
с них используются и проектируются КА с ДУ МТ и с традиционными химическими
двигателями БТ. Нами были рассмотрены траектории полетов КА с двигателями МТ к
астероидам Главного пояса [6-11].
При
исследовании полетов КА с МТ к астероидам предполагалось использование ядерной
энергетической установки и разгон у Земли ракетой носителем Протон [8]. Принималось, что начальная масса КА на этапе
межпланетного перелета М0
= 5.8 т при V¥ = 3 км/с (М0 = 6.1 т при V¥ = 2 км/с); масса баков МБ = 0.2·МРТ, ядерная энергоустановка типа "ТОПАЗ"
имеет мощность NЭЛ = 20,
30 кВт и массу (вместе с ЭРД и служебными системами) МЭДУ = 3 т, мощность "в струе" NС = 10, 14 кВт (к.п.д.
преобразования k = 0.5), сухая масса КА МКА = 1 т. После достижения
астероида с помощью МТ с выравниванием скоростей его и КА, предполагалась
посадка на него КА или посадочного модуля, забор грунта и доставка его к Земле
с помощью БТ или МТ.
В
случае возвращения образца вещества с помощью специальной ракеты БТ на астероид
может садиться только посадочный модуль, который затем стартует к Земле. В случае
доставки вещества на Землю с помощью МТ необходима либо стыковка посадочного
модуля с КА на орбите спутника астероида, либо дистанционный забор грунта, либо
посадка и подъем с астероида всего КА с МТ, что достаточно сложно. Однако такой
возврат всего КА с МТ к Земле также рассматривался – для оценки энергозатрат на
доставку вещества с астероида с помощью МТ. При возвращении необязательно
выравнивать скорости КА или возвращаемого модуля и Земли, так как торможение в
атмосфере позволяет гасить вторую космическую скорость и некоторый
гиперболический ее избыток. Заметим, что окна старта для полетов к астероидам
Главного пояса повторяются через определенный период (для ближней части пояса
он равен DT ~ 1.4 года) и часто энергетически близки, так что
представленные варианты экспедиций дают представление об экспедициях к целому
ряду астероидов с близкими характеристиками орбитам (большой полуоси, эксцентриситета и наклонения)
и об экспедициях к тем же астероидам с другими окнами старта.
Примером
экспедиции КА с МТ по доставке образца вещества с астероида Главного пояса
служат полеты к астероиду 4 Веста (спектральный класс U,
диаметр ~576 км)
[6-11]. Характеристики траекторий полетов КА с МТ от Земли к астероиду Веста
(варианты I-IV) и обратно к Земле (варианты V-VI) приведены в табл.1. В ней
даны даты tН старта
и tК финиша
полета, его длительность Т,
Таблица
1.
________________________________________________________________________________________________________________
_
Вариант tН tК.
T,г V¥,км/с J,м2/с3 MП,т (NС=10/14
кВт)
___________________________________________________________________________________________________________________
I
19.VII.1998 9.VIII.2000 2.05
2 1.32
0.00 / 0.55
II 03.IХ.1998
9.VIII.2000 1.92 3 1.09
0.13 / 0.59
III 23.ХII.1997 3.ХII.2000
2.95 2 0.93 0.48 / 0.87
IV 07.II.1998 23.V.2001 3.25
3 0.67 0.67 / 0.95
_____________________________________________________________________________________________________________________
V 10.VII.2000 V.2002 1.85 0.75
VI 18.IХ.2001
VII.2003 1.85 0.45
_____________________________________________________________________________________________________________________
II+V IХ.1998
V.2002 3.8 1.84 0.00 / 0.11
III+VI ХII.1997
VII.2003 5.6 1.38 0.00 / 0.41
IV+VI IХ.1998 VII.2003 5.5
1.12
0.09 / 0.49
_____________________________________________________________________________________________________________________
затраты
J,
величина V¥ и полезная масса МП в конце полета. Варианты полетов от Земли к Весте
отличаются длительностью и величиной V¥ (соответственно, величиной М0). Окна для даты tК
подлета КА к Весте и tН старта
для возврата от нее к Земле достаточно узкие, и должны быть согласованы. Совмещение
пар траекторий Земля-Веста и Веста-Земля позволяет получить оценки возможности
доставки вещества с Весты – общее время перелета ТS, суммарные затраты JS и величина полезной массы МП, доставляемую к Земле, –
которые приведены в конце табл.1 с обозначением сочетания вариантов полета к
Весте и возврата от нее, например, – II+V.
Из
таблицы видно, что вариант V возврата к Земле стыкуется (если незначительно
изменить времена отлета прилета к Весте и отлета от нее) с вариантами I и II
перелета к Весте за Т ~ 2 года. С
вариантами III и IV перелета к Весте за Т ~3 года стыкуется вариант возврата к Земле VI. Для каждого варианта полета приведены два
значения величины МП при NС = 10 и 14 кВт. Начальная
масса М0 при возврате от
астероида к Земле полагалась равной конечной массе МК у астероида при перелете от Земли к Весте согласно
(3). Из вариантов (II+V, III+VI, IV+VI) по затратам JS
оказываются лучшими два последних, с длительным полетом к Весте, и полезная
масса, доставляемая к Земле, имеет приемлемую величину лишь в этих вариантах
экспедиции, при NС = 14
кВт.
Другая
возможная схема экспедиции – спуск на астероид посадочного блока для забора
пробы грунта и доставка его на Землю с помощью химического двигателя БТ. Такой
вариант возвращения был рассмотрен для случая экспедиций к астероиду 19 Фортуна
(класс С, 220 км) в проекте
"Фортуна" Российско-германской исследовательской группы [8-11].
Характеристики траекторий полетов от Земли к Фортуне и обратно приведены в
табл.2. В начале ее приведены даты tН и tК полета от Земли к Фортуне
(варианты I-IV, М0
= 6.1 т при V¥ = 2 км/с,), его длительность Т и угловая дальность Ф, затраты J и
полезная масса МП в конце
полета (при NС = 10 и 14
кВт). Затем, для полетов с БТ от Фортуны к Земле (варианты V-VII),
приведены: даты tН и tК, Т и Ф полета, требуемая скорость VХАР
разгона КА у Фортуны. Для вариантов всей экспедиции (сочетание полета к Фортуне
и от нее, например, I+V), приводится суммарное время ТS и
конечная масса МЗК
возвращаемого аппарата в предположении, что его начальная масса у Фортуны равна
всей полезной массе МП,
доставляемой к ней с помощью МТ. Приближенно учтены затраты на взлет с Фортуны
(считая затраты на взлет DVХАР » 300
м/с).
Траектории
были рассчитаны для окон старта полета к Фортуне в 1999, 2001, 2002 годах и
окон старта возврата к Земле в 2002, 2003 и 2004 годах. Для полетов к Фортуне в
первом окне старта приводятся две траектории с Т ~ 2 и 2.5 года. Из табл.2 видно, что суммарное время экспедиции ТS ~ 4-5
лет. По величине МП,
доставляемой к Фортуне, окна старта с длительными перелетами от Земли дают заметный
выигрыш; то же относится и к МЗК
у Земли (и особенно при продолжительном сопровождении астероида, сочетание II+VI). Окно
старта от Земли в 2003 г. близко по своим возможностям с предыдущим окном 2001
г. (также и ряд следующих окон старта).
Траектории перелетов КА с МТ к
Фортуне и возврата к Земле с БТ (по две траектории, пунктир)
представлены на рис.1.
Таблица 2.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перелеты от Земли к Фортуне
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
_
Вариант tН
tК T,г Ф,град
J,м2/с3 MП (Nс=10/14
кВт), т
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
I ХII.1999 ХI.2001 2.0 302
0.94 0.47 / 0.85
II ХI.1999
IV.2002 2.5 378
0.77 0.71 / 1.05
III V.2001
IV.2003 2.0 292
1.10 0.26 / 0.68
IV IХ.2002 ХII.2004 2.3 302
0.98 0.41 / 0.81
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перелеты
от Фортуны к Земле с двигателем БТ и данные по всей экспедиции
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вариант tН tК T,г Ф,град
VХАР,км/с Вар. ТS,г MЗК (Nс=10/14),
т
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
V IV.2002
VII.2003 1.2 208 5.22 I+V 3.7
0.07/0.13
II+V 3.75 0.11/0.17
VI V.2003 Х.2004 1.5 198 3.71 III+VI
3.5 0.07/0.18
II+VI 4.9
0.18/0.27
VII III.2004 I.2006 1.8
185
5.01
III+VII 4.6
0.04/0.14
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рис. 1. Траектории полета к Фортуне с МТ и возврата к Земле
с БТ.
Расчет
указанных экспедиций по доставке образцов вещества с астероидов Веста и Фортуна
с помощью КА с МТ показал возможность их осуществления при использовании ракеты
носителя Протон и ядерной
энергоустановки типа "ТОПАЗ" [8, 10-11]. Доставка вещества к Земле
проще реализуема при помощи возвратной ракеты БТ, однако и в случае
использования КА с МТ, получаются приемлемые величины доставляемой к Земле
массы МП. Приведенные
примеры характеризуют также экспедиции к астероидам Веста и Фортуна со следующими
окнами старта и к целому классу астероидов с близкими параметрами орбит.
Анализ траекторий экспедиции по доставке образца вещества с
Фобоса
Фобос,
спутник Марса, принадлежит к числу малых
тел, сохранивших, вероятно, реликтовое
вещество, слабо измененное со времен образования Солнечной системы и несущее
информацию о процессах этого образования. Доставка образца вещества с Фобоса на
Землю, благодаря близости Марса, легче осуществима, чем с других малых тел – астероидов
Главного пояса и комет. Экспедиция по доставке вещества с Фобоса имеет большой
научный интерес и в настоящее время включена в российскую федеральную
космическую программу; в связи с этим она привлекает внимание исследователей
[12, 14-16]. Для достижения Фобоса, точнее сферы действия Марса, предполагалось
использовать КА с электроракетными двигателями МТ и энергетикой от солнечных
батарей (СБ). При первоначальных расчетах оптимальных траекторий полета к
Фобосу возник ряд вопросов. При их анализе использование модели идеально регулируемой
МТ (с учетом особенностей энергетики от СБ) оказалось весьма полезным, как
демонстрируется ниже.
Рассматривалась следующая схема экспедиции к Фобосу для доставки пробы
вещества: разгон КА с орбиты ИСЗ до
гиперболической скорости V¥
ракетой носителем БТ, полет с МТ до сферы действия Марса с выравниванием
скоростей КА и Марса. Затем – маневры в сфере действия Марса и посадка на Фобос
с использованием ДУ БТ, доставка образца вещества к Земле с помощью возвратного
модуля – стартующей с Фобоса ракеты БТ, которая тормозится в атмосфере Земли.
Транспортный модуль, осуществляющий полет от Земли к Марсу с МТ и включающий ДУ
МТ и СБ, предполагается сбрасывать после достижения сферы действия Марса. При
расчетах полетов к Фобосу было принято, что масса КА после его разгона ракетой
носителем Союз М0 = 2.27 т при V¥ = 2 км/с (М0
= 2.37 т при V¥ = 1 км/с); массу МСДУ
систем ДУ МТ вместе с массой СБ принимаем равной МСДУ
= 0.04*NЭЛ, масса баков МБ
= 0.2·МРТ, мощность СБ на орбите Земли NЭЛ = 7.5 кВт, мощность в струе NС = 3.75 кВт (k = 0.5).
Масса возвратного модуля МВМ
~ 350-370 кг (в зависимости от необходимой для старта к
Земле величины VХАР).
Величину полезной массы МП
(включающей сам КА, возвратный модуль, средства стыковки с малым телом, научную
аппаратуру) получаем из конечной массы МК
КА у цели по формуле
МП = МК
– МСДУ – МБ . (5)
Применение
современных солнечных батарей существенно облегчает КА с МТ: если для бортового
ядерного реактора имеем удельную массу энергоустановки ~ 100
кг/кВт, то для СБ она ~ 15 кг/кВт [12]. Это позволяет
использовать для экспедиции к Фобосу ракету носитель типа Союз, а не Протон, как
в проекте "Фортуна" [8,
11]. Однако, при межпланетных
полетах КА с МТ к малым
телам мощность NС
СБ не постоянна, поскольку она зависит от расстояния r(t) КА до Солнца и падает примерно как
1/r2(t) с удалением от него. У Марса мощность
СБ будет меньше в 2.5 раза их мощности на орбите Земли, в поясе астероидов –
меньше в 4-10 раз. Возможность разделения траекторной и массовой задач при
полетах КА с идеально регулируемой МТ и СБ может быть сохранена, если ввести
модифицированный критерий эффективности J* [9, 12]
(при этом модифицированная мощность N*
= NЭЛ r2(t) = const)
tК
J* ≡ ò f2
(t) (r(t)/r0)2 dt, (4)
tН
где r0 – радиус орбиты Земли. В
критерии J* под интегралом появляется как бы
"штрафной множитель". Характерные величины критерия J* для полетов к малым телам оказываются
существенно больше, чем характерные величины J: при полете к Марсу J* ~ 0.7-1 м2/с3
(J ~ 0.5 м2/с3),
при полетах к астероидам Весте и Фортуне J*
~ 3.5-4 м2/с3 (J ~ 0.9-1.3 м2/с3).
Целью
исследования было построение и анализ оптимальных траекторий полета КА с МТ от
Земли к Фобосу, анализ зависимости величины МП
у Марса от параметров КА, ДУ БТ и
МТ, сравнение траекторий полета при использовании моделей идеально регулируемой
МТ и МТ с VС = const. Пример траектории перелета КА с МТ между сферами действия Земли и
Марса для идеальной модели МТ при старте в 2005 году приведен на рис. 2.
При полетах с МТ величины МК,
МП зависят от года (окна)
старта меньше, чем при полетах с БТ. Поэтому приводимые данные во многих
случаях можно перенести на следующие окна старта полета к Марсу.
Интервал
между окнами старта от Земли к Марсу и обратно, как известно, составляет около
двух лет. Поэтому длительность Т
полета с МТ от Земли к Марсу может меняться в больших пределах – от года с
небольшим до более чем двух лет. Встает задача расчета и анализа траекторий в
этом диапазоне по Т, а также в
диапазоне изменения других параметров КА, ДУ БТ и МТ. Расчеты траекторий полета
КА с МТ в этом диапазоне Т по модели
МТ с VС = const (например, [7]) дают большое число
вариантов при разнообразии параметров: дат старта и финиша, величин VС и V¥ , числа пауз в работе ДУ МТ и их границ. Совместная оптимизация по всем этим
параметрам создает трудности при осмыслении всей массы расчетов и анализе
влияния отдельных факторов. Использование модели идеально регулируемой МТ с разделением массовой и траекторной задач
оказывается для такого анализа удобной и полезной.
Рис.2. Траектория перелета КА с МТ от Земли к Марсу – сплошная линия. Пунктиром
обозначены орбиты Земли и Марса.
При выбранном окне старта для
перелетов КА с МТ к Марсу в 2005 году была построена картина изолиний МК(tН, Т) = const при фиксированном значении V¥ = 1 км/с в указанном диапазоне Т ≈ 300-850 суток, представленная
на рис.3. Изолинии J*(tН, Т) = const для того же полета совпадают с этой
картиной изолиний, но только максимуму МК
будет отвечать минимум J*, и
наоборот.
Вторая картина изолиний,
на рис.4, отличается выбором оптимального значения V¥ в каждой точке. Картина изолиний J*(tН, Т) = const при этом уже не совпадают с картиной
изолиний МК(tН, Т) = const (как на рис.3), так как J* зависит от величины V¥. Пунктиром на рис.4 приведены
изолинии оптимальных значений V¥ разгона у Земли с БТ. Для перелетов в основной, нижней части картины
изолиний, как видно на рис.4, оптимальными
оказываются значения V¥ > 2 км/с; этим объясняется некоторое увеличение МК на этом рисунке в сравнении с их значениями для тех
же Т при V¥ = 1 км/с на рис.3. Большие
значения V¥ указывают на напряженность полета с точки зрения использования МТ – оптимальное
комбинирование БТ и МТ дает перераспределение в пользу повышения роли БТ. Когда
время полета Т относительно невелико,
в окне старта имеется один максимум МК
при дате старта tН, соответствующий "гребню холма" на картине
изолиний ("дну оврага" на картине изолиний J*). Начиная с некоторого Т
(@ 700 суток), появляется второй локальный максимум по tН, отличающийся значениями угловой дальности полета,
оптимальной величины V¥ и конечной массы МК.
Затем, с ростом Т, максимум сдвигается
в область этого второго локального максимума.
Рис. 3. Картина изолиний МК (tН, Т) = const при V¥ = 1 км/с.
Рис. 4. Картина изолиний МК(tН, Т) = const при оптимальной величине V¥
в каждой точке. Пунктиром показаны изолинии V¥ = const.
Особенностью картины изолиний в значительной части диапазона по Т (450-750 сут) является малое изменение
МК на "гребне холма", вдоль оси
Т в нижней части рис.3. Прирост
МК за 300 суток составляет
всего 100 кг, то есть ~ 6 %, а на рис.4 на том же интервале
Т изменение
МК равно нулю, с небольшим уменьшением
МК
в середине интервала. Модель идеальной МТ показывает предельные по
МК возможности для каждого
полета, поэтому при переходе от нее к модели
VС = const происходят лишь
небольшие потери в МК, которые могут
несколько различаться в разных областях диапазона по Т (и зависят также от выбора величины VС). Малое изменение МК наблюдается и при разрезе
"поперек холма", вдоль оси tН. Так, при Т ~ 550 суток на рис.3 МК
почти постоянна в диапазоне tН
= 5.IV-25.VI.2005 (около 3-х месяцев), а на рис.4 – в диапазоне
5.IV-25.VII.2005 (~ 4-х месяцев). Как видно из рис.4, в этом диапазоне существенно изменяется соотношение
вклада БТ и МТ: при более ранних датах
старта V¥ = 1.1-1.5 км/с,
при поздних – V¥ = 2.5 км/с.
Соответственно изменяются и затраты J*.
Графики
изолиний МК(Т), J*(Т) для перелетов с идеальной МТ
показывают невозможность существенного увеличения МК или уменьшения затрат J* у Марса с ростом Т. Проведенные расчеты по модели VС
= const еще сильнее "выровняли"
значения МК на
рассмотренном диапазоне Т (450-800
сут.) – при отличии времени перелета почти вдвое разница МК составляет всего единицы процентов (см. [15]). Здесь
мы сталкиваемся с эффектом выхода на асимптоту Т ® ¥
гиперболы J*(T) [6-7, 12]. В случае VС = const, качественно, с точки зрения
энергетики, можно считать, что траектории с различными Т отличаются изменением длительности пауз в работе МТ и их
перераспределением по траектории. Оптимальным комбинированием работы БТ
(величины V¥) и МТ можно объяснить и появление начальной паузы в работе ДУ МТ на
межпланетном участке в некоторых вариантах полета (см. [11, 15]). При перелете
КА с МТ к Марсу происходит падение мощности его СБ и, следовательно, тяги
двигателя МТ. Попытки изменения траектории перелета так, чтобы парировать этот
эффект за счет увеличения времени пребывания КА в областях, близких к Солнцу
для увеличения энерговооруженности КА, как показывают примеры расчетов, не
меняют ситуацию. На таких траекториях увеличиваются области с малым значением
тяги, или, для МТ с VС = const, увеличиваются паузы в работе ДУ
МТ. Поскольку модель с идеально регулируемой МТ показывает предельные
возможности перелета к цели при заданных условиях, видим, что в случае VС = const также нет возможности для увеличения МК на рассмотренном диапазоне по Т.
Построенная
картина изолиний Мк(Т) отвечает на важный вопрос о резервах
в величине МК при достижении
Марса за счет изменения длительности
полета – она почти постоянна на большом диапазоне по Т. Это позволяет выбирать Т с учетом других требований к
траектории – достаточности времени на маневры в сфере действия Марса, удобства
проведения наблюдений траектории КА и ее коррекции и т.п.
Проведем
оценки изменения полезной массы МП
у Марса с помощью производных МП
по ее аргументам (М0, J*, NС), которые можно получить из формул (3) [9]. При вычислении
значений производных примем значения: М0
= 2.27 т, J* @ 0.65 м2/c3, NС = 3.75 кВт и ν = 0.195 (ν = МРТ /МК) – в области "гребня холма" функции Мк на рис.4. Производные Мп по аргументам будут равны: по М0 = 0.64, по J* = - 0.55, по NС = 0.02 (с учетом МЭДУ (NС)). Как
видим, производная МП по NС близка к нулю. Рост МП может дать лишь увеличение начальной массы М0 или уменьшение J*. Для получения, например, приращения
DМП в 100 кг необходимо увеличить начальную массу М0 на DМ0 = 150 кг или уменьшить J* на DJ* = 0.18 м2/с3.
Однако уменьшение J*, как показано
выше, практически невозможно – имеет место выход функции J*(Т) на горизонтальную
асимптоту. Таким образом, увеличение МП
возможно лишь при возрастании начальной массы М0. Заметим, что при полетах к Фортуне и Весте
аналогичные производные (по М0
= 0.55 ± 0.1, в зависимости от варианта; по J* = - 1.2 ±
0.2; по NС = 0.13-0.08, при Nс = 10 и 15 кВт) указывают на несколько иную зависимость
МП от аргументов: еще нет
выхода на асимптоту по J, асимптота
по NС заметна только при NС = 14 кВт. Величины DМП, вычисляемые для полетов к астероидам по производным
и из табл. 1, 2 – близки. Оценки с
помощью производных указывают на тенденции в изменении МП с изменением аргументов, которые, как правило,
сохраняются и при переходе к модели МТ с VС
= const.
Сравнение перелетов с моделью малой тяги идеально
регулируемой
и с постоянной скоростью истечения струи
Представленные
результаты для экспедиций к астероидам и Фобосу получены в предположении
идеальной изменяемости вектора ускорения МТ. Учет реальных возможностей ДУ МТ,
замена модели идеальной МТ на модель с VС
= const уменьшает величину МП. Размеры проигрыша следует
оценить.
Для
модели идеальной МТ имеет место разделение задачи оптимизации на траекторную и
весовую - при условии, что скорость V¥ на границе точечной сферы действия
Земли задана и фиксирована. Поэтому было
предложено исследовать задачу для
фиксированных значений V¥ из дискретного набора значений (0,
1, ... 4 км/с) [4-5, 11]. При этом задача поиска оптимальной траектории, а
также двухточечная краевая задача, к которой она может быть сведена с помощью
принципа максимума, не зависят от конкретных параметров КА и ДУ МТ. Краевая
задача в этом случае зависит от параметров начальной и конечной орбит, момента
старта tН, продолжительности перелета Т и V¥. Так как идеальная малая тяга не
ограничена по величине, решение краевой задачи, в принципе, существует для
любых значений tН, Т и V¥. Проблема решения, в основном,
упирается в наличие хорошего начального приближения, в качестве которого обычно
используется какая-либо имеющаяся оптимальная траектория перелета к той же цели
или к другой с близкими характеристиками орбиты. После того, как решение найдено,
оно зависит (для выбранных начальной и конечной орбит и заданного V¥) от двух параметров: tН и Т. От них
зависят и функционал задачи J и соответствующая программа
ускорения f(t). По параметру
tН обычно имеется ярко выраженный минимум, который в
плоскости параметров (tН, Т) соответствует "дну
оврага" картины изолиний функционала J(tН, Т). С
увеличением продолжительности перелета Т
функционал J монотонно убывает, так как полет
становится менее напряженным и требуются меньшие значения f(t).
Полученное
значение J не дает полного представления о
степени оптимальности полученной траектории; в большей степени об этом можно
судить по виду функции f(t). На рис.5
представлен пример трех программ ускорения f(t) для перелета к одной и той же цели, различающихся параметрами
V¥ и Т. На кривой с Т = 2.7
года (штрих-пунктирной) величина f(t) сильно
возрастает в конце траектории. Так как J есть
интеграл от квадрата ускорения, последний участок дает немалый вклад в его
величину. Как видно из графика, значения f(t) на конечном участке можно значительно уменьшить за
счет небольшого (~10%) увеличения продолжительности перелета, и в результате
уменьшить функционал J. Получающаяся программа f(t) (сплошная кривая) выглядит более
сбалансированной – без явно проигрышных участков. Третья программа (штриховая
кривая) имеет ярко выраженный "горб" в начале траектории. Этот
"горб" можно уменьшить за счет увеличения V¥, т.е. возрастания вклада большой
тяги. Однако выигрыш в полезной массе МП,
можно оценить, лишь вычислив ее по формуле (3) при заданных параметрах КА и ДУ
– NС, М0(V¥) и aБ, – и определить, достижимо ли
необходимое значение МП, и
при каких V¥, tН, Т.
Получение приемлемых значений функционала J обычно
отвечает на вопрос и о существовании траектории перелета к данному небесному
телу не только с идеальной МТ, но и с VС = const. Но так
бывает не всегда. Возможны случаи, когда тяги КА не хватает для реализации
перелета. Поэтому необходим дополнительный анализ. Тяга Р пропорциональна uid(t)): P = 2Nс/Vс = 2Nс u. Для модели МТ с постоянной скоростью истечения величина u
постоянна (или кусочно-постоянна) на активных участках. Мощность Nс, а следовательно и тяга P, есть переменная величина, т.к.
зависит от расстояния КА до Солнца, поэтому ниже анализируется программа
изменения u(t) = 1/Vс. На рис.
6, 7 для двух перелетов к Фобосу представлены (пунктиром) графики функции uid(t) и графики u(t) для полета с МТ при значениях VС = 16, 21 км/с (что соответствует ДУ МТ СПД-100
и СПД-160 [6-7]), полученные в
результате решения задачи оптимизации. В
отличие от идеальной тяги для них
имеются паузы в работе, поэтому график имеет ступенчатый характер.
Рис. 5. Примеры программ ускорения f(t) при полете как функции V¥ и Т.
График uid(t) дает более
точную информацию о траектории перелета, чем график ускорения f(t). Если на всей траектории график uid(t) превышает
значение u для МТ с VС = const,
значит ДУ имеет большую, чем у идеальной МТ, скорость истечения и развивает
меньшую тягу. Решения краевой задачи за данное время не существует, и для осуществления
перелета необходимо дополнительное время. Если значение u превышает uid(t), то решение
существует, но тяга ДУ с VС
= const избыточна в сравнении с
идеальной МТ, что приводит к появлению пауз в работе ДУ, перерасходу рабочего
тела и к проигрышу ∆МК
в конечной массе и в полезной массе.
На рис
6 изображены графики u(t) для Vс = const и uid(t) для
идеальной МТ при перелете к Фобосу с V¥ = 2.3
км/с, M0 = 2238
кг, NС = 3.84
кВт, T = 400 суток и угловой дальностью Ф = 4.33 радиан. Для идеальной
МТ конечная масса MКid = 1960 кг, масса рабочего
тела МРТ
= 278 кг. Для ДУ МТ СПД-100, с VС = 16
км/с (u(t) » 0.062,
рис.6-а) программа u(t) на всем диапазоне превышает график
uid(t), что
приводит к большим паузам и перерасходу МРТ.
Конечная масса равна MК = 1845
кг, что меньше в сравнении с идеальной МТ на DMК = 115
кг, или на 41% от массы МРТ.
Перелет с VС = 21 км/с
(рис.6-б) дает лучшее значение МК
= 1927 кг, а DMК = 33 кг (12% от МРТ, что в 3.5
раза меньше, чем при VС = 16 км/с), поскольку для
него u(t) ближе к графику для идеальной
МТ. Заметно уменьшается и продолжительность пауз в работе ДУ.
(а)
(б)
Рис. 6 Сравнение функции uid(t) = 1/VС (t) для МТ с VС = const и идеальной МТ (ступенчатые и штриховая кривые) при VС = 16 (а) и 21 (в) км/с.
Таким
образом, на основании графика uid(t) и
значения u для данного VС = const можно
оценить удачность выбранного значения скорости истечения, или судить об отсутствии
решения при данном VС.
Например, в случае VС = 50
км/с (ЭРД ES-XX [8])
график uid(t) на рис. 6 на всем отрезке
времени превышает значение 0.02, соответствующее этой скорости VС.
Значит, перелет с VС = 50
км/с при данных краевых условиях невозможен. Иногда, как в случае, изображенном
на рис.7 (перелет к Фобосу в те же сроки, но с V¥ = 1.6
км/с, M0 = 2326
кг; MКid = 1925 кг, MРТ = 401
кг), только на основе графика uid(t) трудно судить о существовании
решения. В варианте, изображенном на рис.7а (как и в случаях рис. 6) график uid(t)
целиком лежит ниже значения u, что отвечает существованию решения. В
случае рис. 7б график uid(t) лежит частью выше, частью ниже
значения u, поэтому не ясно, существует ли решение
для VС = 21 км/с. Аккуратные
расчеты оптимальных траекторий показали, что при заданных VС и краевых условиях перелет неосуществим.
На
рис.7(а, б) представлены два варианта полета с МТ при VС = const. В
первом случае используется одно значение VС
(16 км/с), во втором – два значения VС
(16 и 21 км/с), – с возможностью переключения с одного режима на другой,
более экономный на текущем отрезке полета. В первом случае MК = 1837
кг, DMК = 88
кг (22% от MРТ), во
втором MК = 1908
кг, DMК = 17
кг (» 4% от MРТ).
Отметим, что использование двух значений
VС = const позволяет
очень хорошо аппроксимировать график uid(t) идеальной МТ и минимизировать
перерасход рабочего тела.
Таким
образом, график программы uid(t) полета КА с моделью идеальной
МТ может дать информацию об аналогичном полете с кусочно-постоянной МТ. Он
позволяет увидеть, на каких участках траектории велики затраты МРТ рабочего тела, и какие могут
быть возможности их уменьшения (например, за счет некоторого изменения
параметров tН, Т, V¥). Также этот график позволяет оценить,
насколько удачны параметры ДУ МТ (величина VС)
и на каких участках полета возможен перерасход МРТ и проигрыш в величине МК.
Аналогичное
сравнение двух моделей МТ было проведено для перелетов от Земли к астероиду
Фортуна [8-9, 11]. Были рассмотрены уровни тяги, соответствующие величинам VС = 16, 21 и 35 км/с (первые
два отвечают плазменному ДУ типа СПД-100 и СПД-140, третье – ионному RIT-35 [8]). При использовании ДУ с VС = 21 км/с, значение u = 1/VС на всем протяжении
полета оказывается выше, чем кривая для идеальной МТ, т.е. тяга избыточна в
сравнении с идеальной, что приводит к проигрышу DМК = 120 кг (~ 10 % от МРТ). При VС
= 16 км/с перерасход МРТ
еще больше. При комбинировании работы двух ДУ МТ с VС = 21 и 35 км/с потери DМК
составляют ~ 50 кг. Таким образом, и в этом случае возможность использования
двух типов ДУ МТ с VС = const позволяет
обеспечить минимальные потери в величине МК.
(а)
(б)
Рис. 7. Сравнение функции uid(t) = 1/Vс (t) для
идеальной МТ и Vс = const (штриховая и ступенчатые кривые) при Vс = 16 км/с (а) и двух значениях – 16 и 21 км/с (в).
Заключение. Исследована возможность экспедиций по
доставки образцов реликтового вещества с астероидов Главного пояса Веста и
Фортуна (и близких к ним по параметрам орбит) и со спутника Марса Фобоса при
использовании ЭРД с энергетикой от ядерной установки или солнечных батарей и
ракет-носителей разного класса. Близость массовых характеристик перелетов КА с
идеально регулируемой МТ и МТ с постоянной скоростью истечения обосновывает
возможность использования модели идеально регулируемой МТ, более простой и
удобной, в предварительных расчетах при исследовании перелетов КА с МТ к малым
телам. С помощью этой модели МТ удается провести подробный анализ траекторий
перелета и оценить его оптимальные характеристики, а также получить оценки
параметров полета для ДУ МТ с постоянной скоростью истечения реактивной струи.
Работа поддержана грантом РФФИ N 04-01-00346 и научной школы
НШ.1123.2008.1.
Литература
1. Энеев Т.М. Актуальные задачи исследования дальнего космоса
// Космич. Исслед. 2005. Т. 43. № 6. С. 403-407.
2. Энеев Т.М., Козлов Н.Н. Модель аккумуляционного процесса
формирования планетных систем. I. Численные эксперименты// Астрон. вестник.
1981. т.15. № 2. С. 80-94. - II. Вращение планет и связь с теорией
гравитационной неустойчивости // Астрон. вестник. 1981. т.15. № 3. С. 131-141.
3. Энеев T.M., Ефимов Г.Б. Миграция малых тел в Солнечной
системе // Земля и Вселенная. 2005. № 1. С. 80-89.
4. Р.З.Ахметшин, С.С.Белоглазов,
Н.С.Белоусова, А.И.Глазков, В.В.Гущин, В.А. Егоров, Г.Б.Ефимов. Оптимизация
перелетов к астероидам и кометам КА с комбинированием двигателей большой и
малой тяги.- Препринт ИПМ им. М.В. Келдыша АН СССР N 144. М., 1985.
5. В.А.Егоров, Г.Б.Ефимов, Р.З.Ахметшин и др. О перелетах КА
с малой тягой к кометам и астероидам. Исследование творчества основоположников
космонавтики и ее современные проблемы. М. Наука, 1989, с. 134-143.
6. Eneev T.M., Efimov G.B., Smirnov V.V. On the simple return from the
asteroid by low-thrust spacecraft// II German-Russian conference on Electric
Propulsion Engines and their technical applications. Russia, Moscow. 1993.
Summary of the Papers. Р.127.
7. Т.М.Энеев, В.А.Егоров, Г.Б.Ефимов, Р.З.Ахметшин, В.В.Смирнов. Траектории перелетов к астероидам и кометам КА с ЭРД. Препринт ИПМ им.М.В.Келдыша РАН, 1994, N 34.
- Eneev T.M., Konstantinov M.S., Efimov G.B., Akhmetshin R.Z., Fedotov G.G.,
Petukhov V.G. Advenced interplanetary missions with solar-nuclear electric
propulsion. Preprint Keldysh Inst.of Appl. Mathematics RAS, N 35,1996.
8. Loeb
H.W., Popov G.A., Eneev T.M., Efimov G.B. et al. Advanced Interplanetary Missions
Using Nuclear-Electric Propulsion. Study Report. Ed. by Joint Study Group,
Bonn, Moscow and Paris. June, 1995. 217 pp.
9. Eneev T.M., Konstantinov M.S., Akhmetshin R.Z., Efimov G.B. et al.
Mercury-to-Pluto rendezvous missions using solar-nuclear electric propulsion. Preprint
№ 111. М.: Keldysh Institute of Applied Mathematics RAS. 1996. - Eneev T.M.,
Konstantinov M.S., Efimov G.B. et al. Some methodical problems of low-thrust
trajectory optimization. Preprint № 110. М.: Keldysh Institute of Applied Mathematics RAS. 1996.
10. В.А.Егоров, Т. М.Энеев,
Р.З.Ахметшин, Г.Б.Ефимов и др. Траекторно-баллистический анализ полетов к
астероидам и кометам космических аппаратов с малой тягой. - В кн.:
Интеллектуальные системы автономных аппаратов для космоса и океана. Москва, 1997, с.40-72.
11. Eneev T.M., Akhmetshin
R.Z., Efimov G.B., Yegorov V.A. Asteroid and Comet Rendezvous Missions Using
Low-thrust Nuclear Electric Propulsion // Space Forum. 2000. V. 5. Р. 279–305.
12. Р.З.Ахметшин, Г.Б.Ефимов. О некоторых задачах в проекте
"Фобос-Грунт" // Актуальные проблемы авиационных и аэрокосмических
систем. 2007. v.12, N 1(23). P. 40-50.
13. В.В.Белецкий. Очерки по механике космического полета. М.,
Наука, 1964.
14. Авдуевский В.С., Аким Э.Л., Энеев
Т.М. и др. Космический проект
«Фобос-Грунт»: основные характеристики и стратегия развития // Космонавтика и ракетостроение.
2000. Т. 19. С. 8–21.
15. Федотов Г.Г. Об использовании
возможностей комбинации большой и малой тяги при полетах к Марсу// Космич.
Исслед. 2001. Т.39. № 6. С. 613-621.
16. Zaslavsky G.S., Zharov V.G., Chernov A.V. Optimal transfer from Earth satellite
orbit to Mars satellite orbit with using electric propulsion system at cruising
phase // 17th International Symposium on Space Flight Dynamics.
Proceedings. Moscow, 2003. V. 1. Р. 305-311.
|