Рассматриваются некоторые задачи статики и динамики равномерно нагруженного космического лифта (КЛ). В отличие от широко сейчас обсуждаемого минимального варианта нагруженный КЛ, кроме основного несущего троса несет дополнительную нагрузку, повышающую его функциональные и эксплуатационные характеристики. В данном случае предполагается, что эта нагрузка распределена вдоль троса более или менее равномерно. Такая концепция, не претендуя на возможность относительно быстрой и экономичной реализации, позволяет включить в модель системы важные дополнительные элементы и сделать ее более реалистичной.
Дополнительная нагрузка позволяет освободить несущий трос от функции опорного элемента для транспортной системы. Для этого предлагается выполнить КЛ в виде секционированной конструкции из гиперболоидальных секций, образованных жесткими круговыми кольцами, которые соединены нитями из сверхпрочного материала.
Учет в модели такого лифта дополнительной нагрузки с постоянной по длине линейной плотностью почти не усложняет расчетов статики, но позволяет оценить рациональные параметры такой модели и вносит некоторую специфику в динамические задачи. Рассматриваются задачи колебаний такой системы в модели прямого троса как в плоскости экватора, так и по нормали к этой плоскости. Найдены области устойчивости таких колебаний, вычислены их частоты. Проведена оценка влияния гравитационных возмущений от Луны и Солнца. Проанализированы некоторые алгоритмы развертывания системы. Изучена задача колебаний в двухмассовой модели КЛ, исследована зависимость характеристик такой модели от параметров.
Работа поддержана РФФИ (грант 07-01-00663) и Программой поддержки ведущих научных школ (грант НШ-1123.2008.1).