Skip navigation

Компьютерная графика

Это направление развивается в Институте с 1964 года. Сам термин "машинная графика" был предложен в 1970 г. в стенах ИПМ [232]. В конце 60-х началась разработка библиотеки графических программ на ФОРТРАНе. Первая публикация относится к 1972 г. Тогда библиотека позволяла выводить на графопостроитель, а затем и на дисплей, графические примитивы (отрезок прямой, дугу окружности, алфавитно-цифровые символы) и на их базе строить графики функций. Этап создания классической графической библиотеки на Фортране завершился в 1985 г. изданием монографии [233], вышедшей тиражом 40 тыс.экземпляров и подведшей итог 15-летней работы.

В 1990 году совместно с американской ассоциацией ACM SIGGRAPH при активном участии ИПМ началась подготовка конференции ГрафиКон. Конференция прошла в феврале 1991 года с большим успехом. Конференция стала ежегодной и позволила многим российским специалистам установить контакты со специалистами США, Англии, Франции, Германии, Японии, Кореи, Китая и многих других стран.

Магистральным направлением развития компьютерной графики в Институте стало физически аккуратное моделирование распространения света в различных средах. Была построена технология на основе методов Монте-Карло и трассировки лучей, позволяющая с высокой точностью рассчитывать освещенность реальных сцен, строить высокореалистичные изображения фотографического качества.

Созданная технология расчета распространения света оказалась столь эффективной и точной, что позволила сделать следующий шаг и перейти к моделированию сложных оптических светопроводящих и осветительных систем: жидкокристаллических панелей, волоконной оптики, автомобильных фар и приборов, и т. д. Системы такого рода, как правило, обладают сложной трехмерной геометрией, включая микрорельефы, и характеризуются огромным количеством внутренних переотражений. В то же время к точности моделирования предъявляются особо высокие требования.

Еще одним направлением, получившим развитие в последние годы, стало моделирование и визуализация новых оптически сложных материалов, таких как многослойные ("металлические" и перламутровые) краски со сложной микроструктурой.

На рис. 39 проиллюстрирован процесс компьютерного проектирования интерференционной автомобильной краски путем смешения нескольких компонент ("морфинг").

Другим сложным для визуализации и моделирования типом материала являются ткани. Имеющаяся технология расчета распространения света была дополнена методами стохастической трассировки лучей. В результате были созданы средства визуального проектирования тканей, основывающиеся на их физических и структурных параметрах, таких как оптические свойства волокон, структура и форма нитей, тип ткани и т. д. Это позволяет оценить, как будет выглядеть тот или иной материал (ткань) при различных условиях освещения и направлениях наблюдения до того, как он будет произведен. На рис. 40 показан процесс моделирования внешнего вида ткани типа искусственного шелка.

иллюстрация
Рис. 39. Иллюстрация процесса проектирования оптически сложной краски
Рис. 40. Процесс проектирования внешнего вида ткани

С самого начала работ по физически аккуратному моделированию распространения света стало ясно, что движение в этом направлении невозможно без качественных и точных значений светорассеивающих свойств реальных материалов, используемых в моделировании: образцов красок, рефлекторов, элементов жидкокристаллических панелей и т. д. К сожалению, из-за многомерного характера задачи и большого числа необходимых измерений использование традиционных оптических приборов оказалось невозможным. В связи с этим в Институте был разработан и построен оригинальный лабораторный измерительный комплекс для определения спектрального и пространственного распределения света, рассеиваемого поверхностями.

Уникальность построенной установки заключается в том, что, в отличие от существующих в мире аналогов, она позволяет измерять полную оптическую характеристику поверхности: отражение и преломление со всех углов при произвольных направлениях падения света на поверхность.