На головную страницу Института
Размещено 05.05.2017
Редакция от ≈≈

Научная монография:
пути к изданию и к читателю

М.М.Горбунов-Посадов, Т.А.Полилова

Аннотация. Анализируются различные аспекты издания научной монографии в России. Обсуждаются объемы, тиражи, выбор типографии и/или издательства, печать по требованию, роль печатной и онлайновой версии, способы организации рецензирования и др.

1. Введение

2. Определение, объем, тираж

3. Где печатают монографии

4. Индексирование монографии

5. Путь к читателю

6. Научный статус монографии

7. Заключение

1. Введение

Издание монографии — закономерная заключительная фаза практически любого успешного крупного научного исследования. Испокон веку монография считалась наиболее весомой публикацией, авторы монографий неизменно пользовались в нашей стране заслуженным всеобщим уважением.

Однако в начале 1990-х годов отношение к монографии меняется в силу открывшейся возможности издать за деньги любую книгу вне зависимости от ее содержания. Тут же объявились жулики и графоманы, поспешившие прославиться, получить почетный статус автора научной монографии, бесконтрольно издав свои никчемные труды. На эти обстоятельства быстро, но несколько неадекватно отреагировали чиновники от науки, огульно исключившие любые объемные научные публикации из числа формальных показателей, свидетельствующих о вкладе ученого в науку.

Прошли годы, но и по сей день чиновники донимают ученых навязчивыми требованиями о необходимости публикаций в журналах, индексируемых в Web of Science и Scopus, о скрупулезных подсчетах импакт-факторов, цитирований, индекса Хирша и других механистических показателей, ориентированных прежде всего на статьи, а не на монографии. В глазах чиновника ученый, издающий сегодня монографию, бросает дерзкий вызов системе, совершает своего рода публичное карьерное самоубийство, отказываясь участвовать в борьбе за выполнение плана по валу. В самом деле, великолепнейшая монография, пусть даже на нее сошлются десятки тысяч публикаций, не попадет в большинство отчетов и прибавит к Хиршу автора не более единицы. А десять зачетных статей, на которые можно было бы без труда ее расчленить, способны, вообще говоря, нарастить Хирша аж на десять единиц.

Очередной удар был нанесен научной монографии в начале 2020 года. Минобрнауки выпустило распоряжение "О методике расчета комплексного балла публикационной результативности" (КБПР). Содержащаяся там оценка монографии, приравнивающая ее к публикации статьи в рядовом журнале, индексируемом в Scopus, звучит просто нелепо и унизительно для серьезного ученого. Начисляемые посредством КБПР ничтожные баллы за монографию никак не отражают ни затраченный на ее написание труд, ни приносимою ею пользу науке.

Результаты проводимой долгие годы политики третирования монографии плачевны: монографии переживают сейчас черные дни, их выходит все меньше и меньше. Так, например, сотрудники ИПМ им.М.В.Келдыша РАН в 2006 году выпустили более двадцати монографий, а в 2019 году — лишь две. В целом по стране данные, разумеется, не столь разительны, но все же, согласно сведениям Российской книжной палаты, с 2011 по 2020 год число названий выпущенных научных изданий сократилось на 30%, а их общий тираж упал вдвое. Приходится признать, что со временем научное сообщество уступило непрекращающемуся мощному нажиму чиновников, сместив в неформальном рейтинге научных публикаций монографию на второе место и поставив на освободившееся почетное первое место научную статью.

Разумеется, соревнование за первое место между статьей и монографией лишено смысла, науке жизненно необходимы оба жанра публикаций. В то же время из-за упомянутых конъюнктурных обстоятельств монография оказалась несколько в тени. В отличие от автора статьи, со всех сторон получающего разнообразные стимулы и поддержку, автор монографии сейчас нередко испытывает определенные организационные затруднения. В настоящей работе мы постараемся рассказать, как преодолеть эти затруднения, какие существуют способы публикации научной монографии и как лучше донести содержание монографии до читателя.

2. Определение, объем, тираж

Согласно ГОСТ 7.60-2003 "Издания. Основные виды. Термины и определения", монографией является "научное или научно-популярное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам". Определение исчерпывающее и четкое, отметающее, в частности, известное заблуждение: "моно" в слове "монография" иногда ошибочно интерпретируют как "принадлежащее одному автору". На самом деле "моно" в данном случае означает только лишь "одна проблема или тема", а число авторов монографии никак не ограничивается.

Иногда встречается путаница из-за смешения понятий. В ГОСТе виды изданий различаются, с одной стороны, по характеру информации: монография, сборник научных трудов и т. д., С другой стороны, различаются виды печатных изданий по объему: книга — книжное издание объемом свыше 48 страниц, брошюра — книжное издание объемом свыше 4, но не более 48 страниц. Эти градации между собой никак не связаны: и монография, и сборник научных трудов вполне могут оказаться и брошюрой, и книгой.

ГОСТ подчеркивает, что в данном определении видов изданий по объему речь идет только о печатных изданиях (в электронных изданиях страниц может и не быть) и об их конкретном полиграфическом исполнении, поэтому объем тут измеряется именно в страницах. Часто встречаются две другие единицы измерения объема печатного издания: печатные и авторские листы.

Печатный лист, согласно ГОСТ Р 7.0.3-2006, — единица измерения объема издания, равная площади одной стороны бумажного листа стандартного формата. Полиграфические стандарты предусматривают несколько форматов бумажного листа, поэтому без указания конкретного размера листа такая единица измерения недостаточно информативна. Если требуется указать площадь бумаги, пошедшей на изготовление книги, удобнее измерять ее в "условных печатных листах", т. е. в пересчете на листы формата 60 х 90 см.

Если печатный лист измеряет площадь расходуемой бумаги, то авторский лист служит для оценки объема содержащейся в издании информации. Согласно ГОСТу, авторский лист включает 40 тыс. печатных знаков (включая пробелы) или 3000 см2 авторского иллюстрационного материала.

Ограничений на объем и тираж приведенное выше определение монографии не накладывает. Однако на практике при задании тех или иных показателей отчетности, как правило, устанавливаются определенные числовые значения, за пределами которых издание в качестве монографии контролирующей организацией не принимается.

Ограничения снизу на объем монографии нередко выставляет ВАК. Так, например, в отчете о деятельности диссертационного совета в 2016 году требовалось указать количество изданных монографий объемом не менее 10 печатных листов. Разумеется, в тот же отчет включались и вышедшие журнальные статьи. Если теперь вспомнить, что объем журнальной статьи обычно ограничивается сверху одним-двумя печатными листами, то вырисовывается весьма причудливая конструкция: ВАК по необъяснимым причинам не признает научные публикации объемом в диапазоне от двух до десяти печатных листов.

Такая единица измерения, как печатный лист, в данном случае не совсем уместна. Сопоставлять предполагалось, по-видимому, не площади страниц, которые измеряются печатными листами, а объемы информации, на них расположенные, которые измеряются листами авторскими. Любопытно, что долгие годы ограничение на объем автореферата диссертации формулировалось в печатных листах, и лишь недавно в ВАК заметили неточность и перешли к измерениям в авторских листах.

Ограничения на тиражи в отчетности встречаются еще чаще, чем на объем. В том же направляемом в ВАК отчете диссертационного совета в зачет попадают лишь монографии с тиражом не менее 500 экз. Приказ Минобрнауки России от 5 марта 2014 г. № 162 предписывает в отчете научной организации представлять сведения только о тех научных монографиях, которые вышли тиражом более 299 экз. Последнее ограничение, возможно, как-то корреспондируется с изданием научных трудов в РФФИ, где победители конкурса издают свои монографии именно тиражом 300 экз.

Ограничение снизу на тираж в современных условиях оказывается технически не всегда применимым. Значительная часть книг (не менее 50 тыс. наименований в год) в нашей стране выходит сейчас в режиме "Печать по требованию", когда тираж выпускается не единовременно, а по мере поступления запросов от покупателей. Тем самым выпуск книги растягивается на годы, и автор даже не всегда знает, сколько экземпляров его книги "по требованию" напечатано к текущему моменту.

Кроме того, ограничение снизу на тираж обрекает полученные тем самым оценки на очевидную ущербность, неявно исключая из рассмотрения электронные онлайновые монографии — наиболее продуктивный, востребованный в настоящее время вид издания. Нонсенс: формат монографии, ориентированный на самого массового, онлайнового читателя, исключается из официальной отчетности по сугубо формальным основаниям, из-за неприменимости к нему такого устаревающего измерения как тираж, когда-то однозначно определявшего именно массовость читательской аудитории.

Роль размещаемых в свободном доступе монографий хорошо видна на примере двух энциклопедий. Какое мощное влияние на жизнь в нашей стране уже много лет оказывает онлайновая Википедия! И как тускло на фоне успеха Википедии выглядит ее увядающий печатный аналог — Большая российская энциклопедия (БРЭ), даже о существовании которой слышал далеко не каждый россиянин. Впрочем, в 2016 году БРЭ наконец взялась за ум и начала понемногу появляться в онлайне.

3. Где печатают монографии

Кто вправе издать научную монографию? В соответствии с российским законодательством для осуществления издательской деятельности не требуется лицензии. Полиграфическая деятельность лицензируется только в случае производства и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции, т. е. для выпуска обычных книг лицензия также не нужна. Иначе говоря, перед автором научной монографии открыты все пути: он может напечатать свою книгу сам, сделать это на базе своей организации, напрямую обратиться к услугам типографии или же по старинке выпустить книгу в издательстве.

Многие авторы до сих пор убеждены, что напечатать книгу по силам только традиционному издательству. Действительно, в прошлом веке процесс издательской подготовки и полиграфического изготовления книги был весьма сложен, трудоемок, требовал обязательного привлечения профессионалов. Но недавно все изменилось. Сегодня автор имеет возможность самостоятельно сверстать свою книгу, поскольку в его распоряжении оказалось множество несложных в освоении программных продуктов, поддерживающих создание полноценного оригинал-макета.

И напечатать, вообще говоря, все можно самому. Сейчас, чтобы без особых трудозатрат, без привлечения квалифицированного персонала выпускать книги небольшими тиражами, достаточно потратить на оборудование около миллиона рублей. С задачей вполне справится офисная техника, подчеркнуто безопасная, с которой любой грамотный человек научится успешно работать через час-другой.

Если ни автор, ни его организация не планируют основательно заняться печатаньем книг, расходовать миллион на полиграфическое оборудование, по-видимому, будет нецелесообразно. В таком случае печать книги можно поручить типографии, оперативной полиграфии. Взаимодействие автора с типографией проходит, как правило, исключительно дистанционно: автор по электронной почте или через "облака" передает оригинал-макет своей книги, затем пара уточняющих электронных писем или телефонных переговоров, определение окончательной стоимости печати и доставки, онлайновая оплата — и спустя несколько дней по указанному автором адресу доставляют тираж. Характерные расценки изготовления малотиражной книги в современной типографии приведены в следующей таблице.

Объем,
страниц
Содержание,
цветность
Переплет
Тираж,
экземпляров
Стоимость
экземпляра,
рублей
80 черно-белое мягкий 50 80
300 цветное твердый,
ламинированный
50 1000

Разумеется, существует и множество аргументов в пользу обращения не в типографию, а в традиционное издательство. Там могут помочь с версткой, прикрепят корректора, а то и научного редактора. Издательство экранирует автора от контактов с полиграфическим производством. Издательство возьмет на себя присвоение книге ISBN, а возможно и DOI. Наконец, издательство — практически единственный путь, позволяющий книге без труда попасть в магазины, где размещенная на обложке эмблема солидного издательства безусловно прибавит книге респектабельности.

Однако обращение в издательство может привести к существенной задержке выхода монографии в свет. Если характерные сроки изготовления тиража в типографии — 3-10 дней, то взаимодействие автора с издательством чаще всего затягивается на долгие месяцы. Кроме того, издательство может существенно ограничить права автора относительно дальнейшего распространения книги, запретив, например, размещение онлайновой версии полного текста книги в свободном доступе.

Впрочем, длительные сроки издания и последующие ограничения авторских прав — вовсе не обязательные атрибуты современного издательства. Скажем, издательская система Ридеро позволяет выпустить и поставить книгу в интернет-магазины за несколько дней и не накладывает никаких ограничений на авторские права. К 2021 году услугами Ридеро воспользовались около 370 тысяч авторов, выпустивших там около 340 тысяч наименований книг. Правда, в этом могучем книжном потоке научные монографии составляют пока лишь малую толику.

4. Индексирование монографии

Чтобы издать полноценную монографию, надо сформировать и указать множество разнообразных атрибутов. Часть атрибутов касается исключительно полиграфического исполнения книги. Другие (УДК, ББК, авторский знак) легко подбираются и нужны прежде всего для удобства книжной торговли и библиотек. Наряду с ними существует несколько атрибутов, по тем или иным причинам требующих особого внимания автора монографии.

Прежде всего, международный стандартный книжный номер ISBN (International Standard Book Number). Наличие у монографии ISBN говорит о ее статусе в книжном мире, надежно свидетельствуя о том, что книга вписалась в сложившиеся каноны книгоиздания, а не является случайным плодом полиграфическо-издательской самодеятельности. ISBN широко используется в книжной торговле, в библиотечных поисковых системах. ISBN дает издателю возможность передать Российской книжной палате так называемые обязательные экземпляры книги для последующей рассылки в ведущие отечественные библиотеки.

Практически все российские издательства присваивают ISBN своим книгам. Если же издание книги планируют организация или физическое лицо, они могут купить ISBN у Российской книжной палаты, подписав соответствующий договор. Стоимость одного номера ISBN — около полутора тысяч рублей.

Не менее важным атрибутом монографии сегодня становится цифровой идентификатор объекта DOI (Digital Object Identifier), призванный обеспечить полноценное онлайновое обслуживание книги. DOI, как и ISBN, представляет собой уникальный идентификатор книги. Однако главное его назначение — непосредственное использование в качестве адреса объекта, отображающего книгу в интернете. Таким объектом может быть, например, полный текст книги или же запись, содержащая основные метаатрибуты книги: название, автор, ISBN и др. Чрезвычайно полезно указывать DOI в библиографической ссылке на книгу — в таком случае онлайновый читатель мгновенно сможет или перейти к ее просмотру, или же узнать все то, что хочет сообщить ему создавший соответствующую запись издатель.

Технологически DOI существенно надежнее, чем просто гиперссылка. Объект в интернете по многим причинам нередко меняет свой адрес, вследствие чего прямые ссылки на него со временем перестают работать. Если же меняет адрес объект, ссылки на который реализованы посредством DOI, то издатель легко обеспечит корректность таких ссылок, поменяв в системной записи соответствующий DOI конкретный адрес и перенаправив тем самым все имеющиеся DOI-ссылки на новый путь.

Крупные научные издательства за рубежом в большинстве своем заботятся об онлайновом читателе и покупателе, создают в интернете записи с подробными аннотациями и рекламными материалами к книге, ссылаясь на них посредством DOI. Российские издатели пока еще лишь начинают понемногу осваивать этот полезный механизм, хотя некоторые крупные издательства, в частности Инфра-М, уже сделали DOI обязательным атрибутом каждой своей книги.

Приобрести DOI можно, заключив договор непосредственно с международной ассоциацией crossref.org. Ежегодный платеж в таком случае составит $275 и далее по одному доллару за каждый выданный DOI. Те же услуги оказывают и российские посредники. Расценки будут несколько выше, зато платить можно будет в рублях.

DOI несравнимо технологичнее ISBN и органичнее вписывается в современную инфраструктуру научных публикаций. Достаточно заметить, что, располагая DOI, можно без труда узнать в онлайне множество метаатрибутов издания, а также, возможно, и добраться до его полного текста. Такие действия с ISBN весьма затруднительны, а нередко и невозможны. ISBN создавался в прошлом веке, и, хотя сейчас существует корневой сайт всемирного проекта ISBN https://www.isbn-international.org/, однако избалованный богатством возможностей современного интернета посетитель будет сильно разочарован скудным набором операций этого сайта.

В 2019 году на помощь ISBN неожиданно пришел Crossref, предложивший проект ISBN-A ("the actionable ISBN"), позволяющий ссылаться на метаданные книги посредством определенным образом сформированного DOI. Получилась изящная компактная конструкция, однако перспективы ее пока неясны. Заниматься генерацией ISBN-A Crossref предлагает национальным агентствам ISBN, которые для этого должны стать еще и агентствами, регистрирующими DOI. Пока на сайте ISBN указана лишь одна страна, где агентство ISBN стало агентством DOI, — Италия. Российская книжная палата (национальное агентство ISBN) проектом ISBN-A, похоже, не заинтересовалась и выстраивать соответствующие отношения с Crossref пока не планирует

Можно предположить, что в ближайшие 10-20 лет DOI естественным образом вытеснит ISBN из практики научного книгоиздания. К сожалению, инерция сложившихся здесь отношений чрезвычайно сильна: до сих пор в российских издательских стандартах даже не определено место DOI на страницах выпускаемой монографии. Поэтому DOI либо вообще не видит обладатель печатной версии книги, либо издатель на свой страх и риск идет на некоторое нарушение действующего ГОСТа, порой размещая DOI в самых неожиданных, неприметных местах книги.

Если автор задумывается о сбалансированном корректном онлайновом представительстве своей книги, ему имеет смысл зарегистрироваться в проекте orcid.org. Здесь он бесплатно получит свой уникальный код, позволяющий однозначно идентифицировать его как автора в представленных в интернете публикациях. Код автора, полученный в ORCID, признают и систематически используют не только в Crossref, но и во всех крупных онлайновых библиографических базах.

В отчетности, которую сейчас требуют от ученого, нечасто, но все же иногда допускаются и монографии. Чтобы контролирующему чиновнику было легко проверить то, что включенная в отчет книга действительно существует, монографию обычно требуется проиндексировать в библиотеке elibrary.ru, в проекте РИНЦ (Российский индекс научного цитирования).

Если в elibrary.ru книги почему-либо не оказалось, автор может проиндексировать там ее сам. Для этого ему следует зарегистрироваться в elibrary.ru, а затем, заполняя соответствующую экранную форму, ввести множество сведений о своей книге. Тут надо быть готовым к тому, что индексация в РИНЦ может занять несколько месяцев, поскольку вводимая таким образом информация проходит долгую и тщательную ручную проверку.

Для сравнения заметим, что заключение договора на работу с DOI занимает несколько недель, оформление договора с Российской книжной палатой на получение ISBN — один-два дня. Моментально выполняются онлайновые манипуляции, не требующие участия персонала: получение единичных DOI (при уже заключенном договоре) или ORCID обычно укладывается в 5-10 минут.

5. Путь к читателю

Как уже упоминалось, в глазах сегодняшнего чиновника, оценивающего деятельность ученого, издание монографии практически не прибавляет аттестационных баллов. Поэтому в случае монографии, в отличие от статьи, как правило, не возникает сомнений в отношении того, для чего она пишется и издается: разумеется, не для отчетности, а чтобы донести свои результаты до читателя. Самый массовый читатель в настоящее время, несомненно, онлайновый, поэтому современные авторы обычно проявляют особую заботу о размещении полного текста своей книги в интернете в открытом доступе.

Онлайн-предпочтения современного читателя научной публикации хорошо видны на примере незадавшейся судьбы печатной версии монографии М.М.Горбунова-Посадова, которую с 2017 года можно приобрести в популярном интернет-магазине Озон. За пять лет было продано лишь два экземпляра печатной версии. И напротив, эта монография одновременно доступна в открытом доступе. Статистика сервера показывает, что веб-страницу монографии за этот же период онлайновые читатели посетили более 50 тыс. раз.

Однако определенные аргументы можно привести и в пользу печатной версии монографии. Прежде всего, не хочется обидеть читателя, предпочитающего по старинке, сидя за письменным столом или же лежа на любимом диване, неспешно перелистывать именно бумажные страницы. Кроме того, можно рассматривать печатное издание как ключ к ожидаемому финансовому успеху: если будет распродан внушительный тираж, полученная автором сумма может оказаться вполне заметной. Вместе с тем финансовый успех, вообще говоря, достижим и без помощи печати: можно получать авторские отчисления с онлайновых продаж электронной версии книги.

Печатная версия позволяет сохранить книгу в веках, получив для книги ISBN и передав в Российскую книжную палату 16 обязательных печатных экземпляров. Обязательные экземпляры разойдутся в ведущие отечественные библиотеки, тем самым многовековое хранение будет надежно обеспечено. Еще устойчивее обеспечиваются сохранность и доступность книги при передаче части ее тиража (более сотни экземпляров) в академический и вузовский библиотечные коллекторы.

Для онлайновой версии книги подобного механизма обеспечения сохранности в нашей стране долгое время не существовало. Лишь в 2016 году в федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов" был внесен дополнительный пункт 2.1.

2.1. Производители документов в течение семи дней со дня выхода в свет первой партии тиража печатных изданий доставляют с использованием информационно-телекоммуникационных сетей по одному обязательному экземпляру печатных изданий в электронной форме, заверенному квалифицированной электронной подписью производителя документа, в Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС) и в Российскую государственную библиотеку.

В данной формулировке бросаются в глаза два спорных момента. Во-первых, закон отталкивается от "первой партии тиража", тем самым, по-видимому, вне рамок закона об обязательном экземпляре остается чисто электронная книга, не имеющая печатного аналога. Иначе говоря, о сохранности электронных книг государство по непонятным причинам решило не заботиться. Во-вторых, удивляет технологическая несуразность предложенного механизма: издатель почему-то обязан направлять электронный экземпляр по двум различным адресам, т. е. выполнять явно избыточную двойную работу.

Исполнение новой редакции закона "Об обязательном экземпляре документов" разочаровало. Обе структуры, призванные, согласно закону, принимать электронные экземпляры книг, разместили на своих сайтах лишь опытные версии программного обеспечения, обслуживающего такую приемку. Издатели, разумеется, не захотели на своих костях отлаживать сырые версии обслуживающих программ и массово игнорируют новую редакцию закона: в 2021 г., т. е. через 5 лет после ее выхода, отправкой обязательного электронного экземпляра озаботилось всего 16,4% российских издателей.

Надежда на исправление положения появилась в 2021 году. Российская книжная палата, которая несколько лет назад была зачем-то превращена в структурное подразделение ТАСС, переподчинена теперь Российской государственной библиотеке. Таким образом, два предписанных в законе адреса для отсылки электронного экземпляра теперь не могут не слиться в один, и хочется верить, что в процессе такого слияния обслуживание приемки электронной книги выйдет на приемлемый уровень.

Гармоничным отношениям между автором и государством способствовало бы четкое законодательное закрепление понятия "общественное достояние". У автора тем самым появится конструктивная возможность объявить общественным достоянием передаваемый согласно закону электронный экземпляр своего произведения. Это означает, в частности, что в дальнейшем заботу о доступности и сохранности произведения берет на себя государство.

Доступность произведения могла бы быть обеспечена его бессрочным размещением в открытом доступе на сайте Национальной электронной библиотеки. Для обеспечения надежного хранения электронного экземпляра достаточно поддерживать репликацию файлов публикации на трех серверах, расположенных в углах треугольника со сторонами длиной не менее тысячи километров, — такой конфигурации, легко реализуемой в нашей стране, практически не страшны никакие катаклизмы. Не приходится сомневаться в том, что большинство авторов научных произведений открывшейся возможностью благодарно воспользуются.

Во многих случаях печатное и онлайновое издания монографии не конфликтуют, а успешно сосуществуют, помогая друг другу. Любитель печатных изданий легко обнаружит на сайте полюбившейся монографии ссылку на интернет-магазин, где можно приобрести печатную версию. А на обороте титульного листа печатной версии теперь нередко располагают ссылку на сайт полнотекстового онлайнового представления книги. Такую компактную ссылку читатель печатного издания сможет, например, переслать коллегам, которым, по его мнению, книга будет интересна.

Но и самому обладателю печатного издания нередко имеет смысл посетить сайт книги. На сайте монография может быть представлена в существенно более презентабельном, информативном виде: тут автор может без труда подключить онлайновые вычисления, интерактивные обращения к базам данных, видеоматериалы, анимационные ролики и другие мультимедийные иллюстрации. Кроме того, онлайновое представление зачастую оказывается добротнее и актуальнее печатного — ведь добросовестный автор будет его постоянно улучшать, исправляя замеченные ошибки и неточности, добавляя разделы, освещающие последние события в исследуемой области, и т. д.

Впрочем, исправлять и обновлять автор может и печатную монографию, правда, при условии, что она изготавливается и продается по технологии "Печать по требованию" (Print-on-Demand). Как уже упоминалось, технология "По требованию" означает, что типография не печатает единовременно полный тираж книги, а лишь допечатывает отдельные экземпляры, по мере того как книгу заказывают покупатели. За рубежом книги "По требованию" обычно печатают автоматы, установленные в книжных магазинах. У нас в стране печатает все же типография, которой магазин пересылает полученный заказ, и поэтому покупателю приходится ждать книгу "По требованию" пять-десять дней.

Технология "По требованию", вообще говоря, позволяет автору в любой момент внести изменения в свое произведение, в результате чего последующие покупатели будут получать обновленную версию. Чтобы исключить тут излишнюю суетливость, издательства применяют компромиссные схемы. Например, издательство Ридеро позволяет автору изменять находящееся в продаже произведение, но не чаще чем раз в три месяца.

6. Научный статус монографии

Научный статус монографии в конечном итоге определяется, конечно же, ее содержанием. Сильная монография рано или поздно пробьет себе дорогу. Однако автору надо помнить и о том, что его потенциальный читатель, стоя у прилавка книжного магазина или просматривая список доступных книг где-то в интернете, обращает внимание на те или иные статусные признаки монографии, и прежде всего, на издательство, выпустившее книгу.

В самом деле, научные издательства стараются следить за тем, чтобы у них не печатались слабые работы. Основной способ избавления от слабых работ — объективное независимое рецензирование всех приходящих в издательство материалов.

Сейчас наиболее успешное решение в этой области демонстрируют не издательства, а Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ). Прежде чем финансировать монографию, заявка на поддержку издания которой приходит в РФФИ, содержание монографии просматривают два назначаемых Фондом независимых специалиста-рецензента, и только на базе их заключения принимается решение о поддержке издания книги. Иными словами, если на обороте титульного листа научной монографии записано "Издание осуществлено при поддержке РФФИ", можно быть уверенным в достаточно высоком качестве произведения.

Заметно слабее аппарат рецензирования организован в издательствах. Ни одно из российских издательств не располагает сейчас корпусом научных рецензентов, сопоставимым по квалификации и по широте тематического охвата с рецензентами РФФИ. Понимая, что без рецензирования их продукция неминуемо окажется на задворках книжного мира, издательства пытаются проводить рецензирование подручными средствами. Обычно используется простое, но весьма спорное решение: издательство принимает в рассмотрение книгу только в случае, если вместе с ней так или иначе получает и заключения рецензентов. Другими словами, автор должен сам позаботиться о подборе рецензентов для своей монографии, что порождает множество этических проблем, оставляя открытым вопрос об объективности полученных таким образом рецензий.

Любопытно, что издатели прекрасно осознают ущербность такого рецензирования, но взамен пока ничего предложить не могут. В 2016 году Ассоциация научных редакторов и издателей (АНРИ) приняла декларацию "Этические принципы научных публикаций", 17-й пункт которой провозглашает неэтичным такое требование к автору, как представление одновременно с публикуемой работой и рецензии на нее. Тем не менее, зачастую на одном и том же издательском сайте мирно соседствуют торжественный текст декларации этических принципов и следующее обязательное условие публикации монографии: "Рукопись представляется в издательство со следующими документами: (1) две рецензии…".

Существенно более убедительно выглядит схема рецензирования, используемая обычно при издании монографии в научной организации. Рецензентов здесь подбирает не автор, а редакционно-издательский совет организации. Члены редсовета, как правило, обладают достаточной квалификацией, чтобы найти высококвалифицированных специалистов по теме монографии, и достаточным научным весом, чтобы убедить найденных специалистов монографию добросовестно прорецензировать. Конечно, тут трудно достичь той степени независимости экспертизы, которая обеспечивается при рецензировании в РФФИ. И все же книга с грифом "Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом уважаемой научной организации" несомненно заслуживает доверия.

Доступность издания научной монографии в организации автора, по-видимому, еще не стала очевидной для всех, массового потока таких книг пока не наблюдается. А ведь у издания монографии в родной организации есть немаловажный козырь: полный текст монографии сразу же размещается на сайте организации в свободном доступе и, кроме того, у автора в дальнейшем появляется возможность оперативной коррекции этого текста.

Опыт ИПМ им.М.В.Келдыша РАН свидетельствует о том, что авторов, желающих издать книгу в своей организации, действительно немало. Когда в 2016 году широко открылась такая возможность, в течение года было выпущено более десяти монографий (рис. 1).



Рис. 1. Книги из числа вышедших в издательстве "ИПМ им.М.В.Келдыша" в 2016 году

И стилистика, и объем, и тематика варьировались в широких пределах. Объем — от 60 до 400 страниц, тематика — от последовательного изложения результатов крупного исследования до ретроспективного представления трудов выдающихся сотрудников Института.

7. Заключение

Один из очевидных выводов, который, надеемся, сделает для себя читатель настоящей работы, — если материал для монографии собран и подготовлен, то ее публикация сегодня не должна вызывать затруднений. Перед автором здесь открывается множество заманчивых возможностей, о достоинствах и недостатках которых мы попытались рассказать.


Статьи на родственные темы

Цифровая наука в РАН // Троицкий вариант — наука. — 2018. № 5. — С. 14.

Интернет-активность как обязанность ученого. Ситуация, сложившаяся сегодня в российском научном интернете, вызывает серьезную озабоченность. Подавляющее большинство научных журналов не имеет общедоступных полнотекстовых интернет-версий. Интернет-активность ученого не рассматривается как необходимый компонент при его аттестации. Государственные фонды поддержки науки не ориентируют своих грантополучателей на размещение результатов работ в свободном доступе. Недопустимо мало сайтов, популяризирующих науку, служащих привлечению молодежи. Анализируются возможные пути выхода из намечающегося кризиса. Редакция от ≈≈.

Живая публикация. С каждым годом все большую популярность приобретают развивающиеся во времени ("живые") научные публикации в интернете. Анализируются преимущества живых публикаций, их статус, требующиеся средства поддержки. Рассматриваются примеры конкретных применений живых публикаций. Редакция от ≈≈.

ВАК в интернете. Обсуждаются текущее состояние и перспективы представительства ВАК в интернете, электронные отношения между ВАК и диссертационными советами. Редакция от ≈≈.

Персональная веб-страница ученого. Персональная веб-страница ученого — центральный элемент его представительства в интернете. Рассматриваются организационные и технические аспекты создания и последующей поддержки персональной страницы, состав размещаемых сведений об ученом, отображение этих сведений в Semantic Web. Редакция от ≈≈.

Персональные страницы авторов

https://keldysh.ru/persons/gorbunov.html

https://keldysh.ru/persons/polilova.html

Рекомендуемая форма библиографической ссылки

Горбунов-Посадов М.М. , Полилова Т.А. Научная монография: пути к изданию и к читателю // Препринты ИПМ им. М.В.Келдыша. — 2017. — № 25. — 15 с. — URL: https://keldysh.ru/gorbunov/mono.htm

Онлайновую ссылку на эту работу рекомендуется дополнить записью вида Редакция от ≈≈, где дата последней редакции будет автоматически обновляться. Как оформить такую запись, рассказано на сайте инструментов поддержки живой публикации.


Разрешается воспроизведение статьи без согласования с авторами

Top.Mail.Ru